Td-te.ru

Дом и Быт — Журнал TD-TE.Ru
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Камерность и единение с природой в стиле Древней Японии

Камерность и единение с природой в стиле Древней Японии

С чего начать при обустройстве сада в японском стиле? Прежде всего, с композиции. Для того чтобы определить, какой она будет, необходимо обратить внимание на рельеф. От этого и стоит отталкиваться, размышляя о расстановке декоративных элементов, скульптур, растений, камней и воды. Обязательно примите во внимание и микроклимат. Это нужно для правильного подбора растений.

Особенности создания

Философы древнего Востока говорят о том, что все в мире должно подчиняться действию положительных и отрицательных начал. При этом противоположности должны уравновешивать друг друга. Японский сад – это воплощение умелого сочетания противоположностей: воды и камней, растений и архитектурных форм, света и тьмы.

Создать своими руками восточный сад достаточно сложно. Ввиду этого рекомендовано сделать его проект. В нем до мельчайших подробностей прописывается, где и как будут располагаться отдельные составляющие. Лучше сразу сделать полный проект, иначе переделки в саду влетят в копеечку.

Сад в японском стиле выглядит привлекательно в течение всего года. Часто он занимает небольшое пространство. Из деревьев используются хвойные – они умиротворяют и отличаются простотой в уходе.

Сердце сада – вода. Она символизирует скоротечность жизни. Не последнюю роль играют камни и дерево. Камни – символ стойкости и долговечности, дерево – поэтапного развития и совершенствования. Японцы считают, что два этих материала наделены магической силой.

Садик в японском стиле призван дать вам почувствовать ощущение вечности. Главная цель – воссоздать миниатюрную модель ландшафта природы Японии, с ее растительностью, водопадами, ручьями.

Проект выполняется таким образом, чтобы со всех сторон вам открывался чудесный ландшафт в миниатюре. Каждый камень – это гора, прудик – озеро. Важно правильно использовать цветовую гамму и рельеф. Применяются камни различных пород и традиционные для Японии материалы – бамбук, гравий, дерево.

Соблюдение баланса

Еще одно важное условие – соблюдение баланса. Многие садовники отмечают: выполняя японский сад своими руками, необходимо позаботиться о том, чтобы оставалась некоторая пустота. Никакой помпезности либо пышности быть не должно. Пустота – это ключевой момент.

Всем нам хочется уместить как можно больше на своих 6 сотках. Но это неправильно. Если скала гармонично смотрится на фоне бескрайнего моря, это не значит, что она будет выглядеть так же хорошо в окружении сотни различных растений, она просто потеряется и перестанет быть ключевым элементом. Это значит, что подбирать элементы декора предстоит тщательно!

Камерность восточного сада

Еще одна характеристика композиции – камерность, некоторая отстраненность и закрытость от внешнего мира. Это место для достижения покоя и проведения медитации.

Чтобы достичь уединенности, садик предстоит закрыть от любопытных глаз. С этой целью используются калитки и изгороди. Можно использовать и живую изгородь – высаживают спирею острую и блестящий кизильник. Ландшафтный сад представленного типа предназначен для семейного отдыха, созерцания красот природы и уединения.

Важные моменты

Для европейца японский садик предстает как что-то лаконичное, выполненное не для посторонних глаз. Стили, в которых осуществлены подобные сады, могут быть различными. В любом случае выполнить работу будет сложно, если вы не обладаете специальными навыками. В основе композиций лежит следование японской философии и религии. Композиция может быть любой:

  • философский сад;
  • сад холмов;
  • место для прогулок;
  • место для проведения чайных церемоний.

Главный принцип, который необходимо учитывать при создании, – это то, что идеалом для каждого человека должна оставаться природа. А все мы должны подражать ей.

Любым доминантам в качестве остроконечных конусов здесь не место. Формы должны быть округлыми. Цветы используются очень редко. Растения должны быть низкими – коричневого, серого или зеленого окраса.

Выбор растений

Для создания восточной атмосферы необходимо высаживать соответствующие растения.

Низкие многолетники и почвопокровные растения

Для того чтобы японский садик получился красивым и гармоничным, придется приложить немало усилий. При этом, даже если вы правильно разместите воду, камни и архитектурные сооружения, пустоты между ними могут испортить весь внешний вид. Заполнить их можно при помощи многолетних растений. Они участвуют в формировании самого нижнего яруса. Как правило, в композиции используются мхи и небольшие декоративные растения с мелкими цветочками.

Деревья и кустарники

Высаживая японский сад своими руками, следует обратить внимание на деревья и кустарники. Они должны быть подобраны в стиле символизма или минимализма, сочетаться с архитектурными формами.

Хвойные растения

Японский садик характеризуется наличием хвойных растений. Именно они отличают его от европейского сада. Более того, в японском саду растений не так много. Зачастую он становится местом, где представлен только один вид дерева или иной растительности. Dachadecor.ru рекомендует в Восточном саду высаживать карликовые хвойные растения, об особенностях выращивания которых рассказывалось в предыдущих публикациях.

Японский сад своими руками (видео)

Высокие многолетники

Сад в японском стиле отличается тем, что многолетники играют в нем второстепенную роль. Но есть ряд растений, которые должны обязательно присутствовать в нем. Речь идет о пионах, ирисах и хризантемах.

Выбор растений для японского садика не так уж мал. При этом не стоит отдавать предпочтение только традиционным видам, так как в средней полосе России они вряд ли приживутся. Даже если они не погибнут, то будут обмерзать, а значит, картинка будет испорчена. Зимостойкие растения не нуждаются в укрытии. Если вы все-таки отдадите предпочтение в пользу незимостойкой растительности, будьте готовы к тому, что, если неправильно положить укрытие, будут образовываться грибковые инфекции.

Зимой сад выигрывает за счет присутствия хвойных. Горная и обыкновенная сосна позволят сформировать садовые ниваки. Важно! На их формирование могут уйти долгие годы. Но, если вы не желаете ждать, можно купить их в специализированном магазине. Конечно, они недешевы, но результат того стоит. Ниваки не должно быть много. Всего одно красиво сформированное дерево может кардинально изменить ландшафт.

Архитектура японского сада

Ландшафтный сад представленного типа часто включает в себя различные архитектурные формы:

  • беседки;
  • ворота;
  • чайные домики;
  • пагоды;
  • скамьи;
  • фонари и мосты.

Представленные формы должны сочетаться с другими элементами композиции, находиться с ними в гармонии. Материал, из которых могут быть выполнены строения, – металл, дерево, камень и бамбук.

Создание японского садика потребует от вас большого количества усилий и терпения. Ключевые элементы – вода, камень и дерево. Все, что находится в саду, должно выглядеть гармонично. При этом местность необходимо скрыть от посторонних взглядов для достижения уединения. Основная роль отводится хвойным растениям. Малые архитектурные формы и пруды отлично дополнят ландшафт.

Японский садик (видео)

В единстве с природой: религия и эстетика Японии

Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал — мира природы и мира человека. При этом то “мир природы выражался через образ человека, . то, наоборот, мир человека олицетворялся через образы природы” [59, с. 210]. Поэт IX века Отомо Якамоти писал:

Когда о доме я тоскую

И ночи провожу без сна в пути,

Из-за весенней дымки мне не видно

Зеленых тростников, где плачут журавли!

Природа Японии причудлива, сурова и неспокойна. Большие территории заняты горами и не пригодны для земледелия. Частые землетрясения и другие стихийные бедствия вынуждали японцев с древних пор строить легкие жилища, которые не жаль потерять и можно быстро восстановить, а также научили терпеливому, невраждебному отношению к природе. У японцев никогда не было стремления, свойственного европейцам, подчинить ее себе, преобразовать, внести в нее несвойственное ей логическое начало. Напротив, они постоянно ищут точки соприкосновения человека с природой, способы гармонии с ней, что определило эстетическое восприятие мира, органичное всей японской культуре чувство прекрасного, когда каждое природное проявление вызывает желание любоваться им а в некоторых случаях — поклоняться и обожествлять.

Такое отношение к природе, скорее всего, и породило древнейшую религию Японии — синто(“путь богов”), происхождение которой до сих пор не вполне ясно. Востоковед академик Н.И.Конрад (1891 — 1970) связывал возникновение синто с земледелием, с его магией, в которой заложены действия, должные создать условия благоприятные для получения урожая. Среди таких магических обрядов главное место занимали весеннее Действо Испрашивания урожайного года и осеннее Действо Пробы нового хлеба [148, с. 14].

Для проведения действ выбирали определенное место которое начинало считаться местом пребывания божества. Сначала это мог быть любой уголок природы, а затем здесь стали возводить какое-либо святилище. Храмы появились гораздо позже, поскольку божества не отделялись от природы, что делало природу в глазах японцев особенной ценностью.

Религия синто очень близка мифологии, в которой мир представляется как единое, нерасчлененное целое, где излагаются взгляды на происхождение мира, народа, ремесел и древнюю историю. В синто утверждается, что в мире сначала царил хаос. Впоследствии он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского. В результате соединения этих начал — богини Идзана-ми и ее мужа Идзанаги — родились богиня солнца Аматэрасу, богиня луны Цукиёми и бог воды и бури Сусаноо. Через долгие годы борьбы богиня Аматэрасу осталась на небе, а ее внук Ниниги сошел с неба и стал управлять государством Идзумо. Символами его власти были зеркало (божественность), меч (могущество) и яшма (верность подданных). Именно от Ниниги произошел первый император Японии — микадо, унаследовавший все три символа власти. Так объясняется божественное происхождение власти, остальные же японцы, согласно синто, произошли от других божеств — коми — духов героев, предков, богов природы, которыми населен весь мир. Именно происхождением от божеств и объясняется представление японцев о своей миссии в мире, особых качествах своего характера, своей жизни, своих правилах.

Современные исследователи выделяют пять главных принципов синто:

1. Утверждение о том, что мир сам по себе хорош, совершенен, поскольку и сам мир, и все сущее в нем является результатом его саморазвития.

2. Понимание естественной силы жизни. Считается, что интимные отношения впервые произошли между богами, поэтому в них не может быть ни греха, ни вины (в отличие от христианских представлений о первородном грехе). Для японца поэтому нет жесткого разделения на “чистое” и “нечистое”, напротив, он полагает, что “нечистое” может быть очищено при помощи различных ритуалов и после этого принято в качестве национальной традиции.

3. Представление о единстве природы и истории. Исходные представления синтоизма не делят мир на живой и неживой. Все, что окружает людей, — живое: животные, растения, вещи, камни и т.д., так как во всем живет дух — ками. Поэтому божественную силу следует искать не в потустороннем, а в окружающем мире.

4. Признание многобожия, вытекающее из предыдущих взглядов. Поскольку божества живут в каждом явлении природы, то у каждого поселения существуют свои местные, родовые, племенные божества. В X веке, например, был составлен список богов синто, их оказалось 3132.

5. Ками породили не всех людей на земле, а только японцев, поэтому принадлежать синто и поклоняться его божествам может лишь японец, хотя синто и не возбраняет японцу исповедовать, кроме синто, любую другую религию [252, с. 58, 59].

На этих представлениях базируются главные японские праздники, многие из которых связаны с земледельческими работами, календарными датами, событиями истории. Множество сезонных праздников просто посвящено различным проявлениям природы, ее мельчайшим подробностям. Это весенние, летние, осенние и зимние праздники, во время которых принято созерцать природу, “любоваться” ею. Японский писатель Камо-но Тёмэй (1153—1216) писал: “. все желания жизни пребывают [у меня] лишь в красотах сменяющихся времен года” [137, с. 311]. Ему вторит поэт Догэн:

Холодный чистый снег —

Важное место занимают праздники любования цветущей сакурой (под этим понятием понимаются более десятка сортов деревьев, цветущих всего 5 дней в году), снегом, горой Фудзи, луной. Умение созерцать природу, впитывая в себя ее красоты,— самая поэтичная сторона отношений японцев с миром.

Читать еще:  Подготовка яблонь к зиме в сибири: взрослых, саженцев, чем и когда укрывать, способы защиты от грызунов, обработка от болезней и вредителей

С приходом в японскую культуру китайских религиозных учений синтоизм не перестал существовать, он вобрал в себя основные стороны китайских учений, преобразовал их на основе японских традиций и буквально растворил в собственной культуре. Начиная с VI века через Корею в Японию проникли даосизм и буддизм. Даосизм с его идеей о “недеянии” стал основой многих форм отношения человека с природой и самим собой. Буддизм был воспринят японцами в форме махаяны, однако его основные положения были приспособлены под японские взгляды на мир. Современный японский исследователь буддизма Кисимо Хиэдо полагает, что главное для буддизма в Японии — его идея освобождения от страданий, а страданиями считаются только такие события действительности, которые самим человеком воспринимаются в качестве страданий.

Поэтому преодоление страданий — в самом человеке, в его разумном понимании страдания. Японцы полагают, что только неясные беспокойства, а не разнообразие желаний (как считает классический буддизм) становятся причиной страданий. Поэтому не нужно избавляться от желаний, довольно лишь осмыслить их причину и перенести акценты с негативного к ней отношения в иную плоскость: увидеть или извлечь из житейских ситуаций пользу.

Ассимиляция буддизма в японской культуре породила новое явление религиозного, философского и социально-психологического плана — дзен-буддизм.Термин дзен (санскр. “сосредоточение, созерцание”) означает самоуглубление, в результате которого происходит внезапное озарение — сатори. Для достижения этого состояния разработаны самые различные ритуалы, предполагающие сосредоточенности, иногда медитации в процессе “любования” какими-то явлениями или состояниями природы. На основе дзен возникли и развились чайная церемония, искусство аранжировки цветов, искусство создания садов и парков, многие боевые искусства, требующие особой формы “вчувствования” человека во все, что его окружает, и в свои действия. Конфуцианство в японской культуре первоначально было воспринято знатью в качестве руководящей и почти тайной доктрины, но постепенно распространилось на всю систему поведения людей в обществе, включая в себя все те принципы, которые Конфуций предпослал воспитанию “благородного мужа”.

Все особенности религиозных взглядов в Японии можно свести к следующему: для них не было никакого верховного божества, но сам мир, с его формами и способами существования становился выражением божественного присутствия, чем обусловлены эстетические взгляды японцев на мир.

Для эстетического восприятия мира характерно отношение к нему как к гармоническому единству внешнего и внутреннего, и это единство прослеживается во всех сторонах действительности: в природе, труде, мире вещей. Японская эстетика выделяет четыре типа прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн.

Сабипереводится как “патина”. Это красота естественного, следы времени, оставшиеся на предметах. Считается, что саби возникает тогда, когда у человека, созерцающего произведение искусства или предмет, вдруг появляется ощущение эпохи. Например, трещины на посуде для чайной церемонии позволяют ощутить связь времен, бренность и вечность мира. Это вечная природа со следами этой вечности на камнях, дереве или в самой вечной смене своих состояний. Такое чувство предполагает внутреннюю сосредоточенность, отсутствие шума, толпы, яркости.

Ваби— это красота повседневного, обыденного, утилитарная красота предметов и в то же время — красота повседневного труда, тех усилий, которые каждый человек совершает, сознавая свое дао в этом мире. Ваби можно также понять как скудость, бедность или гордое одиночество. Для японца бедность не унизительна, а ваби позволяет ему найти некий моральный идеал, ощущение внутренних сил, противостоящих суровости жизни. “В обычных условиях ваби побуждает многих японцев довольствоваться скромным жилищем, тарелкой овощей к обеду и ужину, простой одеждой” [252, с. 176]. Даже в состоятельных домах существует тяготение к привычному и повседневному, лишенному роскоши и доставляющему чувство эстетического удовольствия.

Сибуй соединение естественности и повседневности в каких-либо предметах и действиях. “Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара” [217, с. 39].

Югэн (“внутренняя глубина, сокровенное”) “воплощает собою мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности” [там же, с. 40]. Югэн — высшая форма гармонии внутреннего и внешнего, проявление одухотворенной красоты в вещах, действиях и искусстве.

Любование природой – естественный и необходимый ритуал

Любование природой в Японии — важный духовный ритуал, которому уделяется особое внимание и которому учат с самых малых лет. Изучение этого вопроса даёт пищу для размышлений и позволяет открыть для себя совершенно новый мир и по другому взглянуть на привычные вещи.

Мировоззренческая культура Японии на протяжении веков складывалась под влиянием двух религий – синтоизма и позднее буддизма. В обеих религиях взаимодействию человека с природой уделялось особое внимание. Почитание природы воспринималось как определенный нравственный закон.

Синтоизм является национальной религией и одна из фундаментальных особенностей этой религии состоит в одушевлении природы. Термин «синто» означает путь богов. Духи («син» или «ками») населяют весь окружающий человека мир, поэтому любая вещь, каждый камешек на пути человека может содержать в себе душу — быть обиталищем духа ками.

Истоки синтоизма восходят к глубокой древности. И конечно синтоистские религиозные верования не могли не отразиться в искусстве, ведь искусство – это самое чистое зеркало, в котором видны все изменения динамичного мира. Наверное, ни в какой другой стране не сможешь наблюдать такого трепетного и бережного отношения к природе, как в Японии.

Этому учат с детства. Существуют даже специальные уроки в школах. Сложно представить, чтобы в наших школах ввели дисциплину: Любование природой. А для японцев это в порядке вещей. Многовековые традиции научили эту нацию не пренебрегать природой, ведь природа – это храм, и пребывание в этом храме требует от человека особой концентрации ума и чистоты духа.

Где еще люди умеют различать 240 оттенков цветов и использовать 24 слова для обозначения сезонов? Не говоря уже о поэтичности образов, используемых для обозначения природных явлений. Только для обозначения видов дождя существует 120 фраз.

Существует также множество видов любования природой, к примеру, цукими — любование полнолунием осенью, юкими — любование первым снегом зимой, сакураманкай — любование цветением вишни ранней весной итд. Завораживающее шествие величественных образов ожидает нас при более тесном знакомстве с обозначениями природы в японском языке.

Традиционно объектом осеннего любования (момидзигари) является клён: японцы внимательно отмечают постепенную смену цвета кленовых листьев и неожиданные сочетания красной, жёлтой и зелёной листвы в лесах и парках.

Наверное, только в искусстве Японии мастера изобрели техники, с помощью которых можно изображать природу в любом жанре. Потрясает также и богатство сюжетов.

Как можно в целом охарактеризовать изображение природы в искусстве Японии? Первое, что приходит на ум – «чистое впечатление». Особенно это ощутимо в живописи суми-э. И действительно, японские мастера суми-э не отягощают себя мыслями о виртуозности техники: порой впечатление от увиденного в природе выражено в нескольких простых мазках, но это не делает этот вид живописи менее ёмким и глубоким.

Время на выполнение работы не должно превышать временной промежуток, в котором родилось, вспыхнуло и угасло впечатление. В этом и состоит уникальность японской живописи.

Природные мотивы встречаются не только в сюжетах высокохудожественных произведений искусства, а также на всех предметах быта: на одежде, мебели, столовых приборах, вазах и служат особым символическим напоминанием о принадлежности японцев к могущественному миру природы.

Подробнее о японских садах мы расскажем в следующей статье. Нам же следует поучиться у японцев, как нужно относиться в природе, ведь природа нашей страны в не меньшей степени может стать объектом для любования и постижения своего внутреннего мира и своего пути.

В единстве с природой: религия и эстетика Японии

Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал — мира природы и мира человека. При этом то “мир природы выражался через образ человека, . то, наоборот, мир человека олицетворялся через образы природы” [59, с. 210]. Поэт IX века Отомо Якамоти писал:

Когда о доме я тоскую

И ночи провожу без сна в пути,

Из-за весенней дымки мне не видно

Зеленых тростников, где плачут журавли!

Природа Японии причудлива, сурова и неспокойна. Большие территории заняты горами и не пригодны для земледелия. Частые землетрясения и другие стихийные бедствия вынуждали японцев с древних пор строить легкие жилища, которые не жаль потерять и можно быстро восстановить, а также научили терпеливому, невраждебному отношению к природе. У японцев никогда не было стремления, свойственного европейцам, подчинить ее себе, преобразовать, внести в нее несвойственное ей логическое начало. Напротив, они постоянно ищут точки соприкосновения человека с природой, способы гармонии с ней, что определило эстетическое восприятие мира, органичное всей японской культуре чувство прекрасного, когда каждое природное проявление вызывает желание любоваться им а в некоторых случаях — поклоняться и обожествлять.

Такое отношение к природе, скорее всего, и породило древнейшую религию Японии — синто (“путь богов”), происхождение которой до сих пор не вполне ясно. Востоковед академик Н.И.Конрад (1891 — 1970) связывал возникновение синто с земледелием, с его магией, в которой заложены действия, должные создать условия благоприятные для получения урожая. Среди таких магических обрядов главное место занимали весеннее Действо Испрашивания урожайного года и осеннее Действо Пробы нового хлеба [148, с. 14].

Для проведения действ выбирали определенное место которое начинало считаться местом пребывания божества. Сначала это мог быть любой уголок природы, а затем здесь стали возводить какое-либо святилище. Храмы появились гораздо позже, поскольку божества не отделялись от природы, что делало природу в глазах японцев особенной ценностью.

Религия синто очень близка мифологии, в которой мир представляется как единое, нерасчлененное целое, где излагаются взгляды на происхождение мира, народа, ремесел и древнюю историю. В синто утверждается, что в мире сначала царил хаос. Впоследствии он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского. В результате соединения этих начал — богини Идзанами и ее мужа Идзанаги — родились богиня солнца Аматэрасу, богиня луны Цукиёми и бог воды и бури Сусаноо. Через долгие годы борьбы богиня Аматэрасу осталась на небе, а ее внук Ниниги сошел с неба и стал управлять государством Идзумо. Символами его власти были зеркало (божественность), меч (могущество) и яшма (верность подданных). Именно от Ниниги произошел первый император Японии — микадо, унаследовавший все три символа власти. Так объясняется божественное происхождение власти, остальные же японцы, согласно синто, произошли от других божеств — коми — духов героев, предков, богов природы, которыми населен весь мир. Именно происхождением от божеств и объясняется представление японцев о своей миссии в мире, особых качествах своего характера, своей жизни, своих правилах.

Современные исследователи выделяют пять главных принципов синто:

1. Утверждение о том, что мир сам по себе хорош, совершенен, поскольку и сам мир, и все сущее в нем является результатом его саморазвития.

2. Понимание естественной силы жизни. Считается, что интимные отношения впервые произошли между богами, поэтому в них не может быть ни греха, ни вины (в отличие от христианских представлений о первородном грехе). Для японца поэтому нет жесткого разделения на “чистое” и “нечистое”, напротив, он полагает, что “нечистое” может быть очищено при помощи различных ритуалов и после этого принято в качестве национальной традиции.

3. Представление о единстве природы и истории. Исходные представления синтоизма не делят мир на живой и неживой. Все, что окружает людей, — живое: животные, растения, вещи, камни и т.д., так как во всем живет дух — ками. Поэтому божественную силу следует искать не в потустороннем, а в окружающем мире.

Читать еще:  Булочки с маком: рецепт выпечки, пирожки, маковая начинка, шоколадная, из слоеного теста, с сахаром, с глазурью

4. Признание многобожия, вытекающее из предыдущих взглядов. Поскольку божества живут в каждом явлении природы, то у каждого поселения существуют свои местные, родовые, племенные божества. В X веке, например, был составлен список богов синто, их оказалось 3132.

5. Ками породили не всех людей на земле, а только японцев, поэтому принадлежать синто и поклоняться его божествам может лишь японец, хотя синто и не возбраняет японцу исповедовать, кроме синто, любую другую религию [252, с. 58, 59].

На этих представлениях базируются главные японские праздники, многие из которых связаны с земледельческими работами, календарными датами, событиями истории. Множество сезонных праздников просто посвящено различным проявлениям природы, ее мельчайшим подробностям. Это весенние, летние, осенние и зимние праздники, во время которых принято созерцать природу, “любоваться” ею. Японский писатель Камо-но Тёмэй (1153—1216) писал: “. все желания жизни пребывают [у меня] лишь в красотах сменяющихся времен года” [137, с. 311]. Ему вторит поэт Догэн:

Холодный чистый снег —

Важное место занимают праздники любования цветущей сакурой (под этим понятием понимаются более десятка сортов деревьев, цветущих всего 5 дней в году), снегом, горой Фудзи, луной. Умение созерцать природу, впитывая в себя ее красоты,— самая поэтичная сторона отношений японцев с миром.

С приходом в японскую культуру китайских религиозных учений синтоизм не перестал существовать, он вобрал в себя основные стороны китайских учений, преобразовал их на основе японских традиций и буквально растворил в собственной культуре. Начиная с VI века через Корею в Японию проникли даосизм и буддизм. Даосизм с его идеей о “недеянии” стал основой многих форм отношения человека с природой и самим собой. Буддизм был воспринят японцами в форме махаяны, однако его основные положения были приспособлены под японские взгляды на мир. Современный японский исследователь буддизма Кисимо Хиэдо полагает, что главное для буддизма в Японии — его идея освобождения от страданий, а страданиями считаются только такие события действительности, которые самим человеком воспринимаются в качестве страданий.

Поэтому преодоление страданий — в самом человеке, в его разумном понимании страдания. Японцы полагают, что только неясные беспокойства, а не разнообразие желаний (как считает классический буддизм) становятся причиной страданий. Поэтому не нужно избавляться от желаний, довольно лишь осмыслить их причину и перенести акценты с негативного к ней отношения в иную плоскость: увидеть или извлечь из житейских ситуаций пользу.

Ассимиляция буддизма в японской культуре породила новое явление религиозного, философского и социально-психологического плана — дзен-буддизм. Термин дзен (санскр. “сосредоточение, созерцание”) означает самоуглубление, в результате которого происходит внезапное озарение — сатори. Для достижения этого состояния разработаны самые различные ритуалы, предполагающие сосредоточенности, иногда медитации в процессе “любования” какими-то явлениями или состояниями природы. На основе дзен возникли и развились чайная церемония, искусство аранжировки цветов, искусство создания садов и парков, многие боевые искусства, требующие особой формы “вчувствования” человека во все, что его окружает, и в свои действия. Конфуцианство в японской культуре первоначально было воспринято знатью в качестве руководящей и почти тайной доктрины, но постепенно распространилось на всю систему поведения людей в обществе, включая в себя все те принципы, которые Конфуций предпослал воспитанию “благородного мужа”.

Все особенности религиозных взглядов в Японии можно свести к следующему: для них не было никакого верховного божества, но сам мир, с его формами и способами существования становился выражением божественного присутствия, чем обусловлены эстетические взгляды японцев на мир.

Для эстетического восприятия мира характерно отношение к нему как к гармоническому единству внешнего и внутреннего, и это единство прослеживается во всех сторонах действительности: в природе, труде, мире вещей. Японская эстетика выделяет четыре типа прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн.

Саби переводится как “патина”. Это красота естественного, следы времени, оставшиеся на предметах. Считается, что саби возникает тогда, когда у человека, созерцающего произведение искусства или предмет, вдруг появляется ощущение эпохи. Например, трещины на посуде для чайной церемонии позволяют ощутить связь времен, бренность и вечность мира. Это вечная природа со следами этой вечности на камнях, дереве или в самой вечной смене своих состояний. Такое чувство предполагает внутреннюю сосредоточенность, отсутствие шума, толпы, яркости.

Ваби — это красота повседневного, обыденного, утилитарная красота предметов и в то же время — красота повседневного труда, тех усилий, которые каждый человек совершает, сознавая свое дао в этом мире. Ваби можно также понять как скудость, бедность или гордое одиночество. Для японца бедность не унизительна, а ваби позволяет ему найти некий моральный идеал, ощущение внутренних сил, противостоящих суровости жизни. “В обычных условиях ваби побуждает многих японцев довольствоваться скромным жилищем, тарелкой овощей к обеду и ужину, простой одеждой” [252, с. 176]. Даже в состоятельных домах существует тяготение к привычному и повседневному, лишенному роскоши и доставляющему чувство эстетического удовольствия.

Сибуй — соединение естественности и повседневности в каких-либо предметах и действиях. “Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара” [217, с. 39].

Югэн (“внутренняя глубина, сокровенное”) “воплощает собою мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности” [там же, с. 40]. Югэн — высшая форма гармонии внутреннего и внешнего, проявление одухотворенной красоты в вещах, действиях и искусстве.

Природа в мировоззрении японцев. Отношение японцев к «дикой» природе.

Вишни в цвету

Например, в бесчисленных литературных произведениях используется метафора короткой продолжительности жизни сакуры. Цветущая пыль, быстро увядает и падает на землю (смерть). Японцы понимают что жизнь цветка слишком коротка. Вишневый цвет отражает нас, людей, и мы готовы принять смерть, считают японцы. Возможно, это одна из причин, почему вишневые цветы выглядят для японцев такими глубокими и красивыми. Это уникальный, типично японский способ думать о вишневых цветках.

Другой пример — «Ваби-саби». Это течение широко распространено во всех аспектах японского искусства, литературы, философии и мысли. Фигура природы, объекты и взаимоотношения с живыми существами являются важной частью этого ориентированного на красоту мировоззрения, такого как несовершенство и хрупкость.

Хорошо известны примеры эстетики ваби, сухого сансуи (например, каменного сада храма Дзэн), керамики, которая была специально сделана для того, чтобы подчеркнуть естественность, подчеркнуть природу.

Есть деревянные здания, которые гармонируют, а не выделяются в окружающей природе.

  • Даже самый священный храм Исэ в Синто является живым примером Ваби-Саби. На самом деле, храмы и святыни разрушаются раз в 20 лет, а затем восстанавливаются с нуля. Чтобы физически выразить важность красоты и хрупкости, есть ли лучший способ узнать через религию, что она прочно связана с миром природы?

Кроме того, японцы часто используют природные и сезонные элементы при написании вещей во всех формах, будь то стихи, проза или письма друзьям. Формальное письмо обычно начинается с упоминания времен года. Хайку традиционно подчеркивает природу как предмет. Кроме того, метафоры, использующие природу, очень распространены в литературе.

  • Нет сомнений в важности природы в японской культуре. Японский взгляд на эти четыре сезона очень отличается, особенно от западных понятий.

Однако, можно найти мало японцев, которые хотят попасть в нетронутую природу.

На самом деле, мало кто из японцев хочет долго оставаться в нетронутой и дикой природе. Скорее японцы предпочитают «чистые» природные пространства, такие как ландшафтные сады, бонсай, икебана и ухоженные термальные ванны.

С точки зрения западных людей эти пространства относятся к разным категориям природы. Для многих жителей Запада «природа» и «дикий» это великолепные реки, высокие горные хребты, леса и обширные поля.

В отличие от этого, в Японии довольно часто называют сады и парки естественными. Если они наполнены деревьями, цветами и водой, они считаются природным ландшафтом. И нетронутая, первобытная природа, и «чистая природа» попадают в разряд природы.

Токио

  • То, что западные люди называют природой, неразвитое, грязное, отдалённое, место с водой и снегом, являются опасными и ужасными местами с обычной японской точки зрения.

Страх японцев по поводу природы в значительной степени основан на причине слишком урбанизированной жизни у большинства жителей страны. Перепись 2010 показывает 90,7% от общего населения Японии живет в городах.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2019/05/20171001-pachinko.jpg?fit=300%2C190&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2019/05/20171001-pachinko.jpg?fit=708%2C448&ssl=1″ loading=»lazy» width=»708″ height=»448″ src=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2019/05/20171001-pachinko.jpg?resize=708%2C448&ssl=1″ alt=»Япония игровые автоматы» srcset=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2019/05/20171001-pachinko.jpg?w=1023&ssl=1 1023w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2019/05/20171001-pachinko.jpg?resize=300%2C190&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2019/05/20171001-pachinko.jpg?resize=768%2C486&ssl=1 768w» sizes=»(max-width: 708px) 100vw, 708px» data-recalc-dims=»1″ /> Игровые аппараты

  • Но основная причина того, что японцы должны держаться на расстоянии от природы, заключается в том, что японская природа может быть действительно ужасной.

Японцы всегда сосуществовали со стихийными бедствиями .

Даже японские шершни, которые живут во многих районах Японии, могут стать причиной смерти. Укусы, вызванные шершнями, вызывают мучительную боль.

шершни

Медузы во многих местах по всей стране могут быть смертельно опасными, укус некоторых змей, вызывают госпитализацию пострадавших или смерть. И не забывайте об огромной ядовитой многоножке (Tobismkade), которая вышла из фильмов ужасов, и встречается в сельской местности. Они вырастают до 30 см в длину, их укус вызывает сильные боли, озноб, жар и т.п.

сороконожка

В Японии часто происходят стихийные бедствия. Огромные землетрясения и цунами, оползни, тайфуны, вулканы и наводнения. Конечно, такие стихийные бедствия происходят в разных странах мира, но можно сказать, что Япония — это страна, которая «находится в гармонии с ними».

  • Великое восточно-японское землетрясение, которое произошло в регионе Тохоку в 2011 году, является одним из самых крупных землетрясений, зарегистрированных в мире, и даже в Японии, которая может похвастаться самыми изощренными в мире мерами по предотвращению землетрясений, погибло 16 000 человек и 2500 пропали без вести.

Фукусима.

Великое землетрясение в Канто 1923 года привело к гибели более 140 000 человек от землетрясения, пожара и огненной бури. Землетрясение в Кумамото 2016 года и сильные наводнения, вызванные проливными дождями 2017 года, разрушили город и убили много людей. Япония всегда была страной, которая боролась с большим количеством стихийных бедствий.

Теперь вы можете понять, почему в Японии есть страх перед природой. В отличие от многих стран на Западе, Япония является очень опасным местом с точки зрения стихийных бедствий.

  • Конечно, то, что у японцев есть определенное чувство страха, не означает, что они не чувствуют глубокой связи с природой или не проявляют к ней уважения. Природа может быть ужасной, но в то же время как уже упоминалось выше, ясно, что природа погружена в японское искусство, образ жизни, культуру и убеждения.

Фото 1900 год

Японское мышление о природе уважают на западе.

Эти уникальные японские концепции природы весьма отличаются от идей западных людей, но в последнее время они начали постепенно распространяться по всему миру. Вместо того чтобы быть обескураживающим, как отличающиеся от их собственной культуры, японское мышление довольно уважаемо в мире.

сад камней

Например, японские сады и японское искусство, литература и дизайн интерьера, их позиция в отношении уважения к природе, основанной на религии, такой как синтоизм и дзен, мышлении боевых искусств, имеют множество поклонников за рубежом.

Бонсай сад камней

«Домашняя природа» — самый безопасный способ насладиться сезонными изменениями при общении с природой. Вот почему ландшафтные сады, бонсай, икебана и сезонные цветы (такие как вишня и сливы) важны для этих людей. Это уникально в Японии, это представляет глубокое уважение к природе с ее огромной силой.

Каменные сады Японии — история, лучшие композиции и отечественные аналоги

Путешествия по Японии невозможны без прикосновения к самому сокровенному – каменным садам, которые поражают своим исполнением, задумкой, а также попросту радуют глаз перфекциониста. Для многих путешественников, посещение садов и парков – это прекрасная возможность эмоционально отдохнуть и открыть для себя новый источник вдохновения. Кроме этого, современные ландшафты и дизайны придомовых территорий все чаще пользуются идеями Востока. Так что путешествуйте и не упустите для себя возможность почерпнуть новые идеи, которые сможете привезти с собой из дальних стран. Мы рассмотрим самые знаменитые сады Киото, а также отечественные аналоги, которые можно увидеть в пределах ближнего зарубежья.

Что такое каменный сад?

Японский сад камней — Karesansui, что дословно означает «сухой пейзаж». Такие сады часто называются дзен садами. Они представляют сбой миниатюрный пейзаж, созданный посредствам тщательно сложенных и расположенных горных пород, водных источников, мхов, деревьев и кустарников, а также гравия или песка, который четко расчерчивают граблями, чтобы передать водную рябь.

Читать еще:  Полезное применение пластиковых бутылок на даче (Часть 10)

Дзен-сад, как правило, относительно небольшой, окруженный стеной, и обычно обустроен так, чтобы его целостную экспозицию можно было увидеть, с одной единственной точки . Классические сады дзен были созданы в храмах в Киото в период Муромати. Они предназначались для того, чтобы имитировать сущность природы, а не ее фактический облик, и служить местом для медитаций с целью постижения истинного смысла жизни.

Символическое значение каменных садов

В японском саду камней, камни символизируют горы в частности, Хорай, легендарный дом восьми бессмертных в буддийской мифологии. Они могут быть лодками или живыми существами, обычно черепахами или карпами.

Сад камней на воде

В самых ранних альпинариях периода Хэйан камни в саду иногда носили политический характер. Как об этом писал Сакутей-ки. Он старался передать символический смысл сада с его политической подоплекой. По его словам можно ярко увидеть политическую обстановку и положение правителя. Например, горы ослабевают, когда постепенно разрушаются водой. Другими словами, власть правителя может подтачиваться и ослабевать. Также: «гора слаба, если у нее нет камней для поддержки». Суть изложенного Сакутей-ки состоит в том, что император слаб, если у него нет советников. Вот почему говорят, что гора имеет прочное основание благодаря камням, — а благодаря своим подданным император в безопасности. Именно по этой причине, в большинстве композиций многочисленные камни расставлены вокруг горы.

Путешествуя по каменным садам, многие туристы делятся на два типа: на тех, кто стремятся узнать о смысле и значении устройства сада и на тех, кто хочет просто полюбоваться утонченной красотой и особенностью восточного ландшафта и архитектуры в сочетании с природой. В любом случае посещение каменных садов заставит вас подумать о смысле задумки, поскольку композиции иногда имеют самые неожиданные варианты исполнения.

Красивейшие сады Японии завораживают и дают спокойствие

Лучшие сады Киото

Киото предлагает возможность увидеть некоторые из самых возвышенных и спокойных садов Японии. Здесь можно найти любой тип японского сада, от каменных садов дзен, предназначенных для медитаций и отдыха, до великолепных прогулочных садов. Рассмотрим пять самых красивых традиционных японских садов Киото.

Храм Риоан-дзи — это самый популярный сад камней в Японии

Храм Риоан-дзи , родина самого известного в мире японского сада дзен, он расположен недалеко от знаменитого Кинкаку-дзи на северо-западе. Просторный и простой сад привлекает любителей медитации, поскольку в основе его композиции лежит глубокая философия. 15 камней расположены на прямоугольной площадке в 25 метров, среди чистого белого песка. Сюда лучше всего приходить рано утром или поздно вечером, чтобы избежать толп туристов. Вас может удивить простота композиции, однако именно этот сад является образцом сада дзен.

Гинкаку-дзи

Это каменный сад один из лучших традиционных ландшафтных садов в Японии для прогулок. Гинкаку-дзи был спроектирован великим пейзажистом Соами и сочетает в себе различные стили, включая сад с сухим песком и сад мхов. Сад с сухим песком, известный как «Море серебряного песка», особенно благодаря массивному песочному конусу, который, как говорят, символизирует культовую гору Фудзи. Прекрасный моховый сад имеет пруды с островами и мостами, небольшие ручьи и разнообразные растения. В саду можно прогуляться по дорожке или по круговому маршруту.

Гинкаку-дзи

Сайхо-дзи

Сайхо-дзи, также известный как Кокэ-дера, или «Храм Мха». Сад известен своим покрытым мхом покровом, и является одним из самых знаменитых садов во всей Японии. Сады здесь были обозначены как «Особое место живописной красоты» в Японии и расположены в виде круговой набережной с центром в Золотом пруду. В саду также есть три чайных дома, где вы можете расслабиться и поразмышлять о мире. Пышный зеленый сад Сайхо-дзи уносит вас в другой мир с его особенной красотой и спокойствием. Перед посещением не забудьте сделать предварительную бронь на посещение сада, так как вход в сад требует бронирования.

Статья по теме: Полёт гиббона в зоопарке Кхао-Кхео и другие развлечения в Таиланде.

Хэйан Дзингу

Хэйан-дзингу, построенный к 1100-летию города, имеет одно из лучших традиционных исполнений ландшафтного дизайна, среди вех садов в Киото. Просторные сады, красиво контрастируют с красочными зданиями храма. Сад был создан в стиле, напоминающем о периоде Хэйан, длившимся с 794-1185 годы. В нем имеется большой пруд с мостом в китайском стиле. Ярко-красная гамма цветов, преобладающая в архитектуре храма, делает его сочным и живым во все четыре сезона. Кроме этого, весной здесь можно наблюдать пышное цветение сакур, а кувшинки и ирисы радуют глаз посетителей на протяжении всего лета.

Тенрю-дзи

Сад Тенрю-дзи расположен в Арасияме, на западной окраине города, и является одним из величайших дзенских храмов Киото. Захватывающий японский сад для прогулок, обрамлен живописными горами Арасияма, которые кажутся частью сада и создают вид, напоминающий живописную картину, в которой вы сможете ощутить себя частью этого гармоничного мира.

Тенрю-дзи

Сад с круговой набережной вокруг Согенского пруда был назван «Особенным местом живописной красоты» в Японии. Лучшее время для посещения – весна, поскольку именно тогда сакуры просыпаются и дарят своим гостям уникальную возможность наблюдать пышное цветение. Осень также является подходящим сезоном для посещения сада, когда пестрый окрас осенней листвы, подарит особую атмосферу уюта и умиротворения.

Сад камней в Киеве

Даже если у вас нет возможности посетить традиционные сады камней у них на родине, вы сможете сделать это в своих родных краях. Например, ботанический сад Киева с 2014 года предоставляет возможность увидеть и посетить уникальные экспозиции. Уголки Юго-Восточной Азии представлены в нескольких вариациях на территории парка. Растения, камни, пруды и пагоды по-настоящему передают дух Японии и позволяют погрузиться в ее необычайную атмосферу.

Маршрут парка построен весьма удобным образом, поскольку гуляя по аллеям парка, вы можете путешествовать по разным уголкам нашей планеты, знакомясь не только с флорой, но и с традиционными оформлениями садов, присущими разным культурам.

Сад камней в Москве

Ботанический сад Москвы имеет образцовый сад камней с настоящей японской пагодой. Каменная пагода привезена из Японии, имеет 13 ярусов и является центром композиции сада. Ее возраст составляет 200 лет. В саду имеется чайный домик, каменный фонарь Орибе-торо, а также чашу Цукубай. Данная чаша является источником воды, для приготовления чая и традиционных омовений.

Парк Хуамин в Москве

Создание данного парка – масштабный проект возведения сада камней. Для его создания из Китая в Москву доставлены фигурные камни Тай Ху и Линби, общий вес которых составляет 200 тонн. Сад заполнен плодовыми деревьями, искусственными холмами и извилистыми тропинками. Особую атмосферу в саду создают мостики, ручьи и пруды.

Природное разнообразие ландшафта и растений создает разнообразие пейзажа, выдержанного в традиционном японском стиле. Сотни цветущих кустарников и деревьев, пруды с декоративными карпами и традиционные строения на территории парка, позволяют совершить путешествие по Азии, не покидая пределы своей страны.

Посетители могут насладиться посещением чайного домика, китайского ресторана, сувенирной лавкой и залом с выставочным комплексом.

Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

Всё о Японии

Природа Японии

Японская природа полна эндемиками. Еще на островном государстве проживают такие виды животных, которых нет в других местах планеты. Чем так примечательна японская природа?

Леса в Японии

Лесные массивы страны представлены субтропическими лесами плоскогорий и высокогорий. Среди деревьев Японии встречаются следующие разновидности:

  • Дубы;
  • Лавры;
  • Анисовые деревья;
  • Пазании;
  • Магнолии.

Отдельное место в природе государства японцы отводят сакуре.

Север государства природа украсила хвойными лесами. Ели, сосны, пихты и кипарисы перемежаются с буками и кленами. На Хоккайдо произрастает местный вид ели, названный в честь острова.

Реки и озера Японии

Тихий океан, омывающий японский архипелаг – не единственная вода в стране. По всей территории государства раскинулась сеть озер и рек, которые японцы используют для личных целей.

Поскольку страна выглядит, как сплошное среднегорье, реки на ее землях также выглядят, как бурные потоки, спускающиеся с гор. Все реки государства, так или иначе, используются для орошения, получения энергии и питьевой воды.

Озера на японских землях разбросаны повсеместно. В озеро Бива впадает более 400 небольших рек. Озеро Товада называют самым живописным на архипелаге.

Горные массивы и вулканы страны

Стоит знать, что 70% территорий в Стране Восходящего Солнца занимают горы и вулканы. Фудзияма, или просто главный спящий вулкан, в высоту достигает 3776 метров.

Примерно 200 спящих вулканов можно насчитать в стране-архипелаге. Большой действующий вулкан расположен на крупном острове Кюсю. Он много раз извергался, но жители острова и не думают переезжать с него, так как в стране наблюдается перенаселенность.

Флора государства

Около 2750 видов растений можно насчитать на землях Японии. Среди этих видов почти половина считается эндемиками. Островное расположение Японии затрудняет природный обмен государства с другими землями, что делает страну уникальной в естественно-научном плане.

Лианы и папоротники всюду встречаются на японских землях. Гардении, азалии, аралии наполняют луга страны. Бамбук растет на влажных почвах возле водоемов.

Среди флоры Японии много таких растений, которые культивирует сам человек. Рисовые поля сменяются рапсовыми, полностью вливаясь в окружающую природу без каких-либо противоречий.

К эндемикам страны можно отнести криптомерию японскую, клен Миябе, некоторые виды орхидей и прочих растений. Закон охраняет флору Страны Восходящего Солнца, запрещая вывозить с ее территорий животных или растения.

Фауна страны

Огненнобрюхий тритон, ириомотейская кошка, японский сероу, летающая лисица – все это редкие представители фауны японского государства.

В лесах государства много птиц разной величины. Дрозды, сойки, соловьи вьют свои гнезда на склонах японских гор. Орлы, ястребы и совы неустанно выискивают на равнинах и плоскогорьях свою добычу.

Тунец, сельдь, камбала, а также треска плавают в озерах, реках и на побережье Японии. Местные рыбаки нередко вылавливают из воды крабов, а еще креветок и устриц.

В роли крупных хищников японской фауны выступают волки, черные медведи и лисы. Японские макаки и другие обезьяны разбавляют разношерстную компанию тропических животных страны.

Рельеф государства, на 60% покрытый лесом, делает Японию уникальным местом, где заповедником может стать любая зона. Парков, садов и заповедных мест в стране бесчисленное множество. Так японцы выказывают свое почтение к природе и пытаются жить в гармонии с ней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector