Почему КАСКО с франшизой не популярно
Почему КАСКО с франшизой не популярно?
В кризисные периоды потребители склонны экономить, сокращая расходные статьи бюджетов. Это закономерно и логично. Страховые платежи подвергаются пересмотру одними из первых. Во всем мире автовладельцы снижают свои расходы на страхование за счет приобретения полисов с франшизой. Такие программы распространены в европейских странах, где франшиза часто по умолчанию входит в базовый страховой пакет.
В нашей стране такая опция не пользуется спросом. Даже в периоды кризисных перемен, когда вопросы экономии становятся первоочередными, полисы с франшизой практически не покупаются. Страховые компании говорят, что на практике это разовые продажи отдельным клиентам. Ни рекламные кампании, ни специальные акции, направленные на популяризацию КАСКО с франшизой, не могут повлиять на ситуацию. В чем секрет такого не логичного, на первый взгляд, поведения российских автомобилистов?
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Состоятельные клиенты
Еще несколько лет назад можно было сказать, что все дело в недостаточной осведомленности потребителей. Тогда действительно немногие знали, что франшиза — это невозмещаемая часть убытка, которая позволяет снизить цену КАСКО без ущерба качеству страховой защиты. Сейчас ситуация изменилась: осведомленность клиентов о программах с франшизой повысилась, однако это не привело к росту спроса такие продукты. Все дело в особенностях российского «моторного» рынка. Если в европейских странах добровольные программы автострахования есть у подавляющего числа водителей, то у нас реальными потребителями КАСКО являются состоятельные владельцы авто премиум-сегмента, а также представители верхней прослойки среднего класса, который еще называют middle+. Именно они приобретают полисы по личной инициативе и на добровольных началах. Стоимость КАСКО для них не является ключевым фактором. Такие клиенты заинтересованы не в дополнительной экономии средств, а в получении максимально широкого страхового покрытия, с полным пакетом рисков и набором дополнительных услуг (помощь на дороге в случае поломки, выезд аваркома, эвакуация с места ДТП в сервис и т. д.). Соответственно, полисы с франшизой для них не интересны.
Новички и заемщики
Весомую долю клиентов страховых компаний составляют владельцы кредитных авто, которые оформили полис по требованию банка. Это так называемое добровольно-принудительное страхование, поскольку заемщики покупают КАСКО, в первую очередь, не ради защиты от рисков, а для получения более выгодных условий кредитования.
Банк заинтересован в максимальном страховом покрытии, поскольку автомобиль является предметом залога. Соответственно, франшиза здесь не применяется.
В отдельную категорию покупателей КАСКО можно выделить водителей-новичков с опытом вождеиня менее трех лет. Такие страхователи оформляют полис максимально осознанно. С помощью страхования они обеспечивают себе защиту от всех возможных рисков и частично компенсируют этим свой страх и неуверенность за рулем. Среди неопытных водителей достаточно много тех, кто хочет сэкономить на страховании. Казалось бы, проблему может решить полис с франшизой, но на практике это не так. Статистика страховых компаний свидетельствует, что такие клиенты наиболее часто являются участниками мелких ДТП, в которые более опытные водители практически не попадают. Соответственно, тариф КАСКО для новичков самый высокий, и наличие франшизы не дает существенной экономии. Более того, франшиза не выгодна и самим страхователям, поскольку за восстановление авто после небольших аварий (с повреждением только ЛКП кузова, заменой одной детали т. д.) им придется платить из своего кармана.
Кому нужна франшиза?
Идеальными потребителями КАСКО с франшизой являются опытные водители с хорошей страховой историей. Как правило они страхуют подержанный автомобиль с пробегом четыре-пять лет. Проблема в том, что именно такие водители реже всего покупают полисы, поскольку не видят для себя очевидных преимуществ. Сравнительно низкая стоимость КАСКО их не мотивирует. В странах Европы данная клиентская категория является основной для продуктов с франшизой. Таких покупателей довольно много, и это обуславливает широкое распространение КАСКО с франшизой среди европейцев. У нас в стране ситуация принципиально другая. Целевая аудитория потребителей экономит не благодаря программе с франшизой, а за счет полного отказа от покупки полиса. Это вполне закономерно, учитывая пока еще низкий процент проникновения добровольного страхования в повседневную жизнь граждан. Скорее всего, ситуация будет меняться, но на это может потребоваться пять-десять и даже больше лет.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Особенности страхования КАСКО с франшизой
Если вы автомобилист, то наверняка знаете, что садиться за руль без полиса КАСКА или ОСАГО запрещено законом Российской Федерации. Вы априори должны заботиться о своей и чужой безопасности на дороге. Но если стандартная страховка знакома всем, то о КАСКО с франшизой знают далеко не многие. А ведь это весьма интересное предложение от страховщиков, которое позволяет не только экономить ежегодно, но и избегать многих проблем с бумажной волокитой при небольших ДТП. О том что же это за страховка и какие у нее особенности мы сейчас и расскажем.
Что представляет собой КАСКО с франшизой
В страховании термин франшиза появился относительно недавно, но уже многие узнали о такой опции страховки. Давайте разберемся и мы.
Франшиза — это строго оговоренная сумма, которую застрахованному придется оплачивать самостоятельно при наступлении страхового случая.
Что это значит? К примеру, размер вашей франшизы определен 15 тыс. рублей. В зависимости от выбранного типа страховки (условная или безусловная) будет принято решение по возмещению ущерба. Если ущерб составит меньше 15 тыс., тогда клиент сам его покрывает и это ДТП не вносится в базу страховой компании. А если ущерб причинен на сумму больше указанной по франшизе, тогда страховщик либо полностью покрывает страховой случай, либо за вычетом размера франшизы.
Конечно, стоит отметить что такой способ страховаться подойдет далеко не всем, особенно он не актуален новикам в водительском кресле. А вот для опытного водителя, это и правда реальная возможность немного сэкономить.
Виды КАСКО с франшизой
Хоть возможность оформить КАСКО с франшизой предоставляют далеко не все страховые компании, но все же список их весьма велик. Разные страховые предлагают целый перечень страховок, среди которых каждый найдет что-то для себя. Но сразу стоит отметить, что всех их объединяет франшиза, та не выплачиваемая сумма, устанавливаемая индивидуальным договором. А теперь давайте рассмотрим какие же бывают виды страховок с франшизой.
Условная франшиза
Это вид страхования, при котором размер франшизы, установленный договором, позволяет страховой не оплачивать мелкий ремонт, а автовладельцу не портить стою страховую историю незначительными царапинами или легкими ударами.
То есть, в рамках зафиксированной суммы франшизы, автовладелец самостоятельно покрывает причиненный ущерб автомобилю без привлечения СК. При возникновении страхового случая с ущербом, выше заявленного франшизой, страховая в полном объеме компенсирует необходимый ремонт.
На практике это выглядит так: страховая заключила договор по КАСКО с условной франшизой в размере 20 тыс. рублей.
Первый вариант: водитель попал в ДТП и размер его ущерба оценен в 19 тыс. рублей. В таком случае ремонт должен проводиться полностью за счет средств владельца автомобиля, а страховая не участвует ни в документальных ни в финансовых вопросах, касающихся ремонта.
Второй вариант: размер ущерба оценен в 21 тыс. рублей. В таком случае все финансовые вопросы по возмещению ущерба будет решать исключительно страховая компания в полном объеме.
К справке! На практике такой вид страхования встречается редко, хоть он и выгоден обеим сторонам. Но при этом риски страховой значительно выше, ведь существует множество лазеек для мошенников. Так, сумма ущерба может быть искусственно увеличена и страховая не сможет избежать страхового случая.
Безусловная франшиза
Этот вид страховки рассчитан на постоянное участие страхующегося в вопросах, касающихся компенсации страхового случая. Причем это участие может быть выражено как в процентном соотношении, так и в фиксированной сумме.
Так, с фиксированной ставкой в 10 тыс. рублей, при наступлении страхового случая, сумму ущерба ниже этого значения полностью покрывает сам страхующийся. Если сумма ущерба значительно выше, к примеру, 70 тыс. рублей, тогда он получает возмещение в размере 60 тыс., то есть за вычетом франшизы.
Если участие предполагает процентное выражение, тогда застрахованный выплачивает часть от ущерба при каждом страховом случае. К примеру, ущерб оценен в 10 тыс. рублей, а долевое участие предполагает 12% франшизу, то клиенту из своего кармана придется доплатить 1200 рублей.
Франшиза временная
Особенность этого вида франшизы в периодичности действия страховки. То есть, она действует в строго установленное время, к примеру: будни или выходные, день или ночь, зима или лето и другое.
Преимущество — возможность серьезно сэкономить на полной страховке. Но и сразу недостаток — если машина была повреждена во время отсутствия страховки (страхуются рабочие дни, а выходные нет), к примеру, в выходной, тогда ремонт полностью ложится на плечи страхующегося.
К справке! Такой вид страховки действительно оправдан, если машина используется только в определенные временные периоды.
Динамичная
Еще один вид страховки с уникальными привлекательными условиями для автомобилистов с высокими водительскими навыками. При этом виде страхования первый страховой случай оплачивается полностью, а начиная со второго действует процентная франшиза, которая постепенно повышается в зависимости от учащения случаев ДТП.
То есть, за первую аварию СК компенсировала все убытки, на второй раз она компенсирует ущерб за вычетом, к примеру, 5%, а дальше он постепенно повышается на 3-5% после каждого следующего происшествия.
Льготная франшиза
Она работает только в случаях, если виновник аварии третья сторона. Так, если застрахованный уверен в уровне своего мастерства вождения, и не доверяет исключительно другим участникам дорожного движения, тогда можно получить такую страховку и рассчитывать на возмещение за нанесенный вам вред другой стороной. Но в случае установления вины клиента, СК откажет в возмещении ущерба в полном объеме.
Преимущества и недостатки страховки с франшизой
Рассматривая каждый из видов страховки с франшизой, наверно многие уже выделили для себя очевидные преимущества и серьезные недостатки такого вида страхования. И нужно отметить, что и те и другие действительно существуют и их стоит учитывать при выборе полиса. Давайте сравнивать.
Как видим, плюсы весомые, а минусы не такие уж и несущественны. То есть клиент полностью осознает свою ответственность и отдает отчет за свой выбор.
Кому и при каких условиях будет выгодно КАСКО с франшизой
Начиная рассказ об этом виде страхования, мы отметили, что такая страховка интересна как самому страхователю, так и застрахованному. Если выгода СК очевидна — это реальная возможность освободиться от урегулирования проблем с выплатой мелких сумм по страховым случаях, то с клиентами все немного сложнее. Здесь нужно обдумать множество нюансов перед принятием такого важного решения. Как минимум обратить внимание на условия договора, проанализировать степень использования транспортного средства и реально оценить уровень собственного вождения.
Но все же, даже проводя сложные подсчеты и анализируя возможные варианты событий, можно выделить ряд ситуаций, когда оформление страховки с франшизой будет-таки выгодной.
- Если вы водитель с большим стажем безаварийного вождения. Такие клиенты очень важны для страховых, и они предлагают им весьма лояльные и привлекательные условия страхования. Ведь такие люди — гарантия притока прибыли в компанию. Но, а для клиента это реальная возможность хоть немного экономить на ежегодной страховке.
- Весьма актуален такой полис при оформлении страховки для обеспечения безопасности своего авто от угона. В таком случае больше вероятность получить значительную часть средств с серьезной экономией собственных.
- Выгодна такая страховка если скидка на полис будет больше чем размер франшизы.
- Полис актуален для водителей способных самостоятельно оплатить мелкий ремонт, и у которых совершенно нет времени для улаживания бумажной волокиты.
- Такой полис поможет новичкам не портить свою страховую историю.
- В некоторых случаях для оформления полного КАСКО необходимо наладить историю и улучшить собственные показатели по безаварийному вождению. Для таких целей подойдет страховка с франшизой без занесения мелких ДТП в вашу историю.
Каков итог?
Думаем, для большинства мы дали ответы на все важные вопросы. Покупка полиса КАСКО с франшизой — это не только хороший способ сэкономить, но и идеальный вариант повысить собственную внимательность на дороге. Ведь мелкий ремонт придется делать за свой счет, а для многих это стимул ездить еще аккуратнее. При этом не забываем, что серьезные повреждения страховая все-таки компенсирует, главное, выбрать наиболее выгодные условия, и не забывать, что страховка с фиксированной франшизой при серьезных повреждениях выгоднее чем долевое участие в процентах. А дальше дело вкуса и собственных предпочтений.
Что такое франшиза в КАСКО и как она работает
Страхование КАСКО с франшизой становится все более популярным среди россиян из-за возможности существенно сэкономить. Но страховые агенты не всегда способны объяснить суть данного предложения простыми словами, и в результате многие автовладельцы предпочитают оплачивать полную стоимость страховки, так и не разобравшись в том, что же им предлагали.
Тот факт, что франшиза родом из мира бизнеса сам по себе создает ореол таинственности вокруг этого понятия. А разговоры о том, что она может быть как выгодной, так и не очень, только подливают масла в огонь. Попробуем разобраться во всех тонкостях этого предложения, чтобы выяснить, нужна ли все-таки эта страховая услуга или без нее можно обойтись.
Что такое франшиза в страховании?
В предпринимательской деятельности франшиза неразрывно связана с получением определенных льгот за некоторую плату или комплекс ответных услуг. Если говорить о страховании, то здесь франшиза определяет степень участия страхователя в риске, который ложится на плечи страховщика.
Простыми словами, франшиза в страховании КАСКО – это часть ущерба, которую автовладелец при наступлении страхового случая оплачивает самостоятельно.
В обмен на это гражданин получает скидку на покупку страхового полиса КАСКО, размеры которой могут быть весьма существенными. Величина дисконта будет зависеть от степени риска, который берет на себя страхователь.
Размер франшизы обязательно прописывается в договоре и может быть выражен как в процентах, так и в виде фиксированной суммы. Среднее значение этого показателя составляет 10% от суммы страхового возмещения. То есть если общая сумма ущерба оценивается в 80 тыс. рублей, то страхователь получит в качестве возмещения только 72 тысячи. Это общая иллюстрация подобных договорных отношений, а практическое урегулирование конкретного страхового случая будет зависеть от вида самой франшизы.
Варианты франшизы в страховании КАСКО
При заключении договоров страхования КАСКО наибольшее распространение получили несколько видов франчайзинга. Каждый из них имеет свои особенности, которые и определяют целесообразность его применения в каждом конкретном случае. Рассмотрим эти варианты подробнее.
Условная франшиза
В основе этого варианта лежит фиксированная сумма ущерба, в рамках которой автовладелец самостоятельно осуществляет ремонт, не прибегая к помощи страховой компании. Если же величина ущерба оказывается выше установленного порога, то страховщик полностью оплачивает ремонт автомобиля. При этом финансового участия страхователя не предполагается.
В качестве примера рассмотрим полис КАСКО с условной франшизой размером 10 тыс. рублей. Если при наступлении страхового случая повреждения автомобиля насчитывают 7 тыс. рублей, то восстановление железного друга полностью ложится на плечи хозяина. Если же в заключении эксперта будет указана другая сумма, к примеру, 15 тыс. рублей, то вся стоимость ремонта будет оплачена за счет страховой компании.
Несмотря на то, что эта модель страхования интересна для обеих сторон, на практике она встречается достаточно редко. Это связано с опасениями страховщика стать жертвой мошенничества со стороны автовладельца. С целью избавиться от расходов, недобросовестные страхователи могут специально увеличивать масштаб повреждений, доводя сумму ущерба до требуемых значений. Поэтому не каждая страховая компания рискует связываться с условным типом франшизы.
Безусловная франшиза
Отличительной чертой этого варианта является обязательное участие собственника авто в процессе восстановления машины после наступления страхового случая. При этом степень участия может выражаться как в процентном соотношении, так и в виде фиксированной суммы.
Например, безусловная франшиза по КАСКО в размере 5 тысяч рублей означает оплату ущерба в пределах этой суммы за счет страхователя при наступлении каждого страхового события. То есть если повреждения транспортного средства составили 4 тыс. рублей, то восстановление авто производится из кармана владельца. Предположим, оценка ущерба превышает размер франшизы и составляет 20 тыс. рублей. Тогда страховщик оплачивает полную сумму ремонта за вычетом 5 тыс., то есть пострадавший получает 15 тысяч.
Если размер безусловной франшизы по КАСКО определяется в процентах, то страхователь оплачивает ущерб в рамках установленной доли. Так, при оценке повреждений в 40 тыс. рублей 10%-я франшиза предполагает оплату 36 тысяч за счет страховой компании и 4-х тысяч из кармана автовладельца. То же произойдет и при мелком ремонте. Например, ущерб в 7 тыс. рублей будет возмещен страховщиком в сумме 6300 р. Оставшиеся 700 рублей доплачивает страхователь. Здесь величина выплаты уже не имеет решающего значения, поскольку в любом случае в восстановлении авто участвуют обе стороны договора.
Временная франшиза
Сэкономить на покупке КАСКО можно и с помощью временной франшизы. Она предусматривает действие страховки только в заранее установленный период. Например, если транспортное средство используется исключительно по рабочим дням, то нет смысла страховать выходные. Полис с временной франшизой будет стоить дешевле, но в период выходных дней страховка работать не будет. То есть ущерб, полученный в нерабочее время, возмещению не подлежит. Кроме приведенного примера могут быть и другие варианты, связанные с сезонностью и прочими временными критериями.
Динамичная франшиза
Для тех, кто уверен в своем водительском мастерстве, хорошим вариантом может стать динамичная франшиза. Она учитывает историю страховых выплат и привязывает размер страховки к их количеству. Таким образом, максимальная сумма возмещения выплачивается по первому страховому случаю, а к последующим эпизодам применяется регрессивная шкала. То есть каждое следующее обращение будет оплачиваться в меньшем размере относительно предыдущего. Как правило, понижающая ставка составляет около 5% на каждый страховой случай.
Наряду с перечисленными вариантами, в КАСКО могут встречаться и другие виды франшизы. Все будет зависеть от конкретных условий, в обмен на которые страховая компания готова предоставить скидку. В России наибольшее распространение получил вариант с безусловной франшизой.
Страхование КАСКО с франшизой: плюсы и минусы
Прежде чем использовать страховой продукт на практике, необходимо оценить его достоинства и недостатки. В нашем случае имеются и те и другие. Начинать принято с хорошего, поэтому рассмотрим сначала достоинства франшизы в страховании:
- Ощутимая экономия при покупке полиса. Как правило, его стоимость обратно пропорциональна размеру франшизы. Чем больше участие страхователя в риске — тем дешевле страховка.
- Не нужно обращаться в страховую компанию и фиксировать наступление страхового события при незначительной сумме ущерба. Величина возмещения по таким эпизодам часто не оправдывает затраченного на их оформление времени. Кроме того, автовладелец может сразу начать ремонт, не дожидаясь завершения процедуры.
- Благодаря установленному порогу мелкие повреждения авто не попадают в историю страхователя, позволяя ей оставаться безупречной. А это, в свою очередь, приводит к еще более значительным бонусам и скидкам со стороны страховой компании.
Если говорить о недостатках страхования КАСКО с франшизой, то можно выделить следующие моменты:
- Сложности с кредитными автомобилями. Обычно расходы по страхованию ложатся на плечи заемщика, поэтому наличие или отсутствие скидки кредитору безразлично. А вот в сохранении стоимости залогового имущества кредитная организация, наоборот, очень заинтересована. В то же время нет никаких гарантий, что заемщик будет восстанавливать авто за свой счет. Поэтому банки, как правило, не рассматривают варианты страхования с франшизой.
- Существует опасность занижения суммы ущерба страховщиком с целью уклонения от выплаты страховки. Эксперты страховой компании могут оценить повреждения так, чтобы итоговая сумма не превышала установленного порога. Подобные манипуляции имеют место при фиксированном размере франшизы.
В каких случаях выгодно оформлять КАСКО с франшизой?
В чем интерес страховой компании при продаже страховки с франшизой догадаться нетрудно: освобождая себя от мелких выплат, страховщик экономит ресурсы. Не секрет, что обработка подобных заявок не оправдывает себя материально. Оценка, расследование и прочее сопровождение незначительных страховых эпизодов отвлекают на себя ресурсы, часто превышающие стоимость самого ущерба. Поэтому страховым компаниям выгоднее переложить мелкие повреждения автомобиля на плечи клиента в обмен на скидку за страховку.
Однако такой вариант не всегда выгоден владельцу авто. При оценке целесообразности страхования с франшизой большое значение будут иметь опыт вождения, цель страхования, режим использования транспортного средства и сами условия договора. Каждый конкретный случай требует внимательного изучения со стороны автовладельца. Тем не менее существует несколько общих рекомендаций, позволяющих определиться с необходимостью подключения данной услуги.
Когда выгодна страховка КАСКО с франшизой?
- При значительном стаже безаварийного вождения. Когда вероятность ДТП крайне мала, нет смысла переплачивать за страховку. Кроме того, страховые компании заинтересованы в беспроблемных клиентах и стараются удерживать их всевозможными бонусами и скидками.
- Когда основной целью приобретения полиса КАСКО является страхование от угона. В этом случае франшиза поможет существенно сэкономить на стоимости страховки.
- Если величина скидки на полис превышает размер франшизы.
- При наличии свободных средств, достаточных для самостоятельного устранения мелких повреждений. Для тех, чье время стоит дорого страхование с франшизой — идеальный вариант.
- Если водитель заинтересован в сохранении безаварийного стажа. Мелкие ДТП могут существенно ухудшить этот показатель и отрицательно повлиять на стоимость будущей страховки.
Не рекомендуется соблазняться франшизой водителям-новичкам. Считается, что вероятность попадания в мелкие ДТП в первые два года вождения очень высока. То же относится и к другим водителям, ежегодно получающим 2 и более страховых возмещения – для них страхование с франшизой также будет невыгодным.
Подведем итоги
Обобщая вышесказанное можно отметить, что франшиза – отличный способ сэкономить на страховании КАСКО для опытных водителей, имеющих внушительный стаж безаварийного управления. Конечно, от случайностей никто не застрахован, поэтому покупая полис с франшизой нужно быть готовым к мелкому ремонту своими силами. Но если неприятности обойдут стороной, вы получаете неоспоримые преимущества в виде существенной скидки на страховку, сохраняя при этом защиту от крупных расходов.
И в дополнение к изложенному выше предлагаем посмотреть видеосюжет об особенностях покупки полисов КАСКО с франшизой.
Как работает франшиза в КАСКО
- 1. Что такое страховая франшиза
- 2. Основные виды
- 3. Другие виды франшизы
- 4. Плюсы страхования с франшизой
- 5. Недостатки
В целях защиты автомобиля от угона, повреждений автовладельцы оформляют полис КАСКО. Стоимость определяется маркой машины, стажем водителя, наличием встроенной сигнализации и другими факторами. При высокой цене полиса выгодно оформить договор с франшизой. Что такое франшиза в страховании КАСКО? Для собственника транспортного средства это экономия на страховке с сохранением гарантии получения выплат на дорогостоящий ремонт или при утрате авто. Для страховой компании – это шанс снизить число обращений с мелкими несерьезными поломками, при которых оформление документов часто превышает сумму страхового возмещения.
Что такое страховая франшиза
Агенты не рассказывают подробно автовладельцам, что такое КАСКО с франшизой. В результате такие договоры до сих пор вызывают много вопросов. Хотя этот инструмент для уменьшения стоимости полиса, избавления от лишних бюрократических процедур давно используют в России и других странах. Согласно принятой терминологии, это освобождение страховщика от возмещения части убытков страхователя в размере, закрепленном в договоре.
Франшиза в КАСКО — что это такое простыми словами? Это сумма, которую водителю не выплатят при возникновении страхового случая. Точный размер устанавливается при оформлении полиса. Например, страховка КАСКО с франшизой в размере 30000 рублей означает, что восстановление машины в пределах этой суммы автовладелец будет оплачивать самостоятельно. Ремонт может стоить дороже. Тогда страховщик оплатит только работы, превышающие 30000 рублей, или полностью все затраты в зависимости от того, что закреплено договором.
Оформляя полис, надо четко понимать, что несет с собой франшиза при КАСКО: плюсы и минусы. Необходимо сравнить экономию на цене страховой премии, величину освобождения от возмещения убытков, оценить возможные траты на ремонт. Разобравшись, что такое франшиза КАСКО, как это работает, можно подобрать выгодный тариф.
Основные виды
Чаще всего встречается франшиза условная или безусловная.
- Условная франшиза в КАСКО означает, что компания оплатит ущерб с одним условием: если убытки по размеру превысят прописанную в договоре сумму. Например, если сумма в договоре составляет 30000 рублей, а замена запчастей стоила 10000, то к страховщикам идти бессмысленно. Если же работы обошлись автовладельцу в 36000 рублей, то он полностью получит их у своей страховой. Этот вид франшизы сейчас стал использоваться реже, чем раньше. Слишком большое количество мошенников пытается незаконно получить компенсацию.
- Безусловная франшиза в КАСКО. Когда в договорах не прописаны конкретные условия, франшиза автоматически рассматривается как безусловная. Гражданин может требовать у компании возмещения расходов выше установленной суммы. Если взять предыдущий пример с ценой ремонта 36000 рублей при франшизе 30000, то водитель вправе требовать компенсацию 6 тысяч рублей. Остальные деньги придется заплатить самостоятельно.
Этот же принцип работает, когда сумма освобождения установлена в процентном соотношении к стоимости убытков. Но чаще такой способ расчета франшизы применяют не при повреждении, а при угоне или полной утрате авто. Размер освобождения от возмещения ущерба составляет до 10 процентов стоимости транспортного средства с учетом износа.
Другие виды франшизы
Страхователи предлагают другие виды франшиз в полисах КАСКО, среди них:
- временная (выплата компенсации при страховом случае в конкретное время, например, по будням);
- льготная (выплата компенсации при отсутствии вины автовладельца в причинении убытков);
- высокая (покрытие дорогостоящих убытков страховщиком с последующим возмещением у автовладельца);
- регрессивная (с увеличением размера франшизы снижается стоимость полиса).
Каждый из видов франшиз в страховании КАСКО выгодно использовать в зависимости от опыта водителя, марки транспортного средства, условий, в которых человек вынужден передвигаться. Например, временная станет средством экономии для людей, которые в выходные ставят автомобиль на стоянку. Высокую выберут владельцы автофур или машин с дорогим обслуживанием.
Динамическую франшизу со второго страхового случая оценят опытные водители, редко попадающие в неприятности на дороге. При первом обращении страховщик полностью возмещает затраты на ремонт. Во второй раз размер освобождения увеличивается и растет с каждым следующим обращением. Некоторые автомобилисты, оформив такой договор, не спешат в свою компанию с небольшими поломками. Выгоднее самостоятельно отремонтировать технику, а в страховую идти, только если требуется серьезный ремонт.
Плюсы страхования с франшизой
Вот несколько основных преимуществ, которые характерны практически для всех вариантов договоров.
- Снижают затраты на приобретение страховых полисов КАСКО, в том числе для молодых или неопытных автомобилистов, чей водительский стаж не превышает 3 лет. Риск попасть в ДТП у них выше, чем у людей с большим стажем вождения. Поэтому услуги страховых компаний для них стоят дороже. Франшиза позволяет оптимизировать расходы.
- Дают фактическую возможность застраховаться от тотальной гибели или угона транспортного средства. Страховщики часто отказывают в заключении договоров с ограниченными рисками, чтобы не снижать стоимость полиса. КАСКО с большим размером освобождения обеспечит водителю гарантию получения компенсации при утрате автомобиля.
- Позволяют сохранить скидку за безаварийность, так как расходы на мелкий ремонт оплачивает автовладелец.
- Экономят время. Водителю не нужно собирать документы в страховую компанию в тех случаях, когда ремонт дешевле сделать самому.
- Способствуют соблюдению правил ПДД на дороге, чтобы не стать виновником происшествий и не оплачивать часть ущерба. Если ДТП произойдет по вине второго автомобилиста, с него можно взыскать сумму франшизы.
В некоторых договорах КАСКО предусмотрена возможность ее выкупа. Застраховавший свою машину человек вправе вернуть страховой организации деньги, которые сэкономил, оплачивая полис. Взамен страховщик возмещает полный ущерб. Это выгодно, когда требуются дорогостоящие работы по восстановлению машины.
Недостатки
Если невнимательно изучить условия договора, то выгода достанется лишь страховой компании. Среди возможных недостатков встречаются следующие:
- Большие траты на ремонт при большом числе страховых случаев, из-за которых экономия на оплате полиса может себя не оправдать.
- Не всегда предоставляется полный пакет КАСКО, из него могут быть исключены некоторые операции, например, замена лобового стекла или фар.
- Невозможность оформить договор на автомобиль, купленный в кредит.
- Возможные злоупотребления со стороны страховых компаний, связанные с определением размера ущерба. Клиенту придется заказывать независимую экспертизу.
- Не подходит, если нет свободных денег на восстановление машины.
На аварийность и появление ущерба влияют разбитые дороги или слабая освещенность улиц, наличие светофоров или оборудованных тротуаров.
Водителю, сомневающемуся в своих способностях обеспечить безаварийную езду, выгоднее оформить обычный полис КАСКО. Тогда страховщик возьмет риски на себя и компенсирует ущерб полностью.
Условия заключения договора автокаско отличаются в разных компаниях. Автовладельцу стоит внимательно проанализировать предложения и остановиться на более выгодном для него. Подписывать договор нужно с надежной компанией. Иначе полис добровольного автострахования не поможет получить компенсацию. При правильном подходе можно с помощью небольших вложений обеспечить надежную защиту от непредвиденных трат на восстановление автомобиля.
Что такое франшиза в КАСКО, плюсы и минусы
Цены на страхование полиса КАСКО одного и того же транспортного средства в различных компаниях существенно отличаются. Кроме этого, даже в самой автостраховой компании цены различаются в зависимости от выбора страховой программы. Франшиза является проверенным способом существенно сэкономить на полисе.
Франшиза – это обязательство застрахованного лица в компенсации части убытков за счет собственных средств в том размере, который прописывается при оформлении договора по КАСКО.
Плюсы и минусы франшизы в КАСКО
Франшиза бывает двух видов:
Безусловная. Из оцененного ущерба вычитают прописанную в договоре сумму (или процент от убытка).
Пример использования: Если приобретен полис с безусловной франшизой равной 5000 рублей, то ущерб не превышающий 5000 будет оплачивать сам автовладелец, а если ущерб превышает данный лимит и составляет 50000 рублей, то 5000 рублей оплачивает водитель, а остальные 45000 – страховая компания.
Условная. Денежная компенсация отсутствует, если размер ущерба меньше того, который прописан в договоре КАСКО. Такой вид франшизы встречается редко.
Пример использования: Например, условная франшиза составляет 5000 рублей, а повреждения при ДТП будут оценены меньше, чем 5000, то владелец оплачивает ремонт самостоятельно, а если больше – тогда ремонтом занимается страховая компания.
Имеются ряд преимуществ от использования полиса с франшизой:
Значительное уменьшение стоимости полиса. Такое преимущество подойдет опытным и аккуратным водителям, которые смогут прилично сэкономить;
Экономия времени при возмещении средств в случае незначительного ремонта автомобиля; Мало кто из автовладельцев желает сидеть в очередях, тратить свое время и нервы.
Владельцу выгоднее оплатить ремонт из собственного кармана, когда дело касается мелких царапин. Есть убеждение, что управление транспортным средством становится более аккуратным, когда водители понимают, что ремонт будет оплачен из собственных средств.
При всех достоинствах франшизы, у нее имеется очевидный недостаток, который касается в основном малоопытных водителей. Франшиза невыгодна начинающим водителям, которые не смогут заявить о незначительных повреждениях и мелких авариях.
Полис с франшизой – оптимальное решение для опытных водителей, которые уверенно чувствуют себя на дороге и обходятся без мелких повреждений.
Кому невыгоден полис КАСКО с франшизой
Плохо водишь — больше платишь
Перед страхованием своего авто от угона и ущерба стоит познакомиться с термином «франшиза», который часто включают в договор каско, нередко забывая при этом рассказать клиенту о нюансах такой страховки.
Каско с франшизой — это распространенный во всем мире страховой продукт, который позволяет автолюбителю сэкономить на стоимости полиса от 10 до 50%. «Главная особенность продукта в том, что страхователь сам может установить ту сумму ущерба, которую он возместит самостоятельно», — отметил директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Условий применения франшизы множество, и автовладельцу стоит внимательно изучить их, прежде чем подписывать договор. На страховом рынке каско существуют принципиально разные типы франшиз: безусловная, условная и франшиза со второго страхового случая. Наиболее популярна безусловная франшиза: при наступлении страхового события клиенту возместят сумму за вычетом заранее оговоренного размера франшизы. Получается, что последствия ДТП в рамках этой суммы автовладелец обязан оплатить станции технического обслуживания сам, а страховщик покроет только издержки, превышающие франшизу. Безусловная франшиза подойдет ответственным водителям, которые готовы переложить часть рисков на себя, чтобы не переплачивать при оформлении полиса.
При условной франшизе страховая компания оплачивает страховое возмещение полностью, но только в том случае, если ущерб превышает размер заранее оговоренной в договоре франшизы. А когда ремонт авто оценен в меньшую, чем франшиза, сумму, автовладелец делает его за свой счет. Например, оговоренная сумма франшизы — 6000 рублей, а сумма ущерба составила 6500 — теперь все расходы возместит страховщик.
На сегодняшний день подавляющая часть страховых компаний отказалась от условной франшизы, да и клиенты все чаще предпочитают безусловную. «При страховании по продукту каско мы применяем только безусловную франшизу: во всех случаях убытки возмещаются за вычетом установленной договором страхования суммы франшизы: от 7 тысяч до 35 тысяч», — рассказал директор департамента автотранспортного андеррайтинга «Либерти Страхование» Антон Рюмин.
Если клиент оформляет полис с франшизой со второго страхового случая, то при первом ДТП компания выплачивает всю сумму полностью, а при наступлении второго страхового события — за вычетом франшизы, которая, как правило, указывается в процентах от страховой суммы. «Франшиза со второго страхового случая подходит тем, кто не так уверен в себе и хочет возложить полную ответственность по первому страховому случаю на страховщика, предполагая при этом, что вероятность наступления второго страхового случая ничтожно мала», — пояснил начальник управления аналитики и исследований «Зетта Страхование» Павел Нефёдов.
Принимая решение об оформлении каско с франшизой, каждый водитель должен оценить свое мастерство управления и уверенность на дороге. «К примеру, молодые водители рассматриваются страховщиками как наиболее рисковые и тарифицируются с повышающими коэффициентами. Так, полис с франшизой часто становится единственной возможностью за разумные деньги оформить каско», — уверен Нефёдов. А опытные водители, как правило, выбирают франшизу, понимая, что вероятность наступления страхового события невелика, поэтому готовы разделить часть рисков со страховщиком. Стоит отметить, что скидка за применение франшизы чаще всего больше размера самой франшизы. Это означает, что человек потеряет в деньгах только при условии обращения в страховую компанию за возмещением больше одного раза.
Тарифы на каско с франшизой у всех страховых компаний отличаются — тарификация в добровольном автостраховании зависит от множества факторов, влияющих на вероятность наступления страхового случая.
У каждого страховщика есть подразделение андеррайтинга, которое ответственно за принятие на страхование рисков и стоимость полисов. Именно андеррайтер рассчитывает величину скидки с той или иной франшизой, исходя из политики компании. Размер страхового тарифа во многом зависит от того, сколько полисов с франшизой находится в портфеле страховщика. «У нас доля полисов каско с франшизой превышает 50%. Здесь действует правило: чем больше застрахованных, тем меньше тариф», — рассказал Княгиничев. Соответственно, компании, которые хотят нарастить долю договоров с франшизой, как правило, предлагают максимальные скидки.
За применение условия о франшизе страховщики готовы уменьшить стоимость страхования каско. Но величина скидки не привязана напрямую к сумме франшизы и зависит от сочетания нескольких факторов и от условий применения. Максимальную скидку даст франшиза, применяемая при любой выплате. А вот франшиза со второго случая даст совсем незначительную экономию, ведь в среднем, по статистике, на один договор приходится один страховой случай.
«Аккуратным водителям франшиза позволяет экономить на страховании и не переплачивать за полис, а водителям, у которых часто происходят страховые случаи, она невыгодна, так как возмещение франшизы при урегулировании обойдется дороже, чем страхование без нее», — комментирует заместитель гендиректора «Абсолют Страхование» Андрей Бурлак.
На данный момент страховщики также готовы предложить полисы каско с телематикой, которые позволяют оценить стиль вождения клиента и установить для него наиболее приемлемый вариант тарифа.
К тому же страховой тариф зависит от доли автомобилей бюджетного класса в портфеле — для таких автомобилей размер страховой суммы меньше, чем для автомобилей других классов, соответственно, и страховой тариф ниже.
Страховщики уверяют, что как таковых подводных камней в страховых продуктах с франшизой нет, главное — внимательно читать договор. Единственный нюанс заключается в том, что водителю порой сложно разобраться, есть ли смысл обращаться в страховую компанию при незначительном ущербе. Например, если у клиента поцарапана дверь, а полис оговаривает франшизу в 30 тысяч рублей, то не исключено, что самостоятельный ремонт обойдется дешевле и пострадавший водитель только зря потратит время на общение со страховщиком.
«Преимуществ при заключении договора каско с франшизой несколько. Во-первых, это экономия денег: при включении в полис франшизы его стоимость может заметно снизиться для страхователя. Порой размер дисконта достигает 40–50% и, как правило, превышает размер самой франшизы», — рассказал заместитель председателя правления по продажам страховой компании ERGO Алексис Платонов.
Второе преимущество — экономия времени автолюбителя при незначительных страховых случаях. «Наиболее оптимальным продуктом является покрытие так называемого полного каско, когда покрываются риски хищения и причинение ущерба автомобилю и применяется франшиза, которую необходимо установить в зависимости от цены транспортного средства, — это позволит оптимизировать стоимость договора страхования», — уверен заместитель гендиректора «ВТБ Страхование» Евгений Ниссельсон.
Однако тем, кто чаще других попадает в ДТП или неуверенно чувствует себя за рулем, франшиза будет невыгодна. В этом случае первоначальная экономия на стоимости каско обернется непредвиденными расходами на ремонт автомобиля. Надежнее заплатить страховой компании за полис полную цену и быть уверенным в том, что страховщик полностью покроет ущерб.
Пресса о Европлане
Франшиза в автостраховании: выгодно или есть подвох?
При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях автовладельцу иногда предлагают сэкономить и рассмотреть вариант страховки с франшизой. Многих это ставит в тупик. Как? Страховщики идут на уменьшение своей прибыли? Наверное, в чем-то подвох. Считали и разбирались вместе с экспертами.
Франшиза на подъеме
Франшиза — часть страховой суммы, которую автовладелец оплачивает при возможном ущербе за свой счет. Размер франшизы определяется при заключении договора со страховой компанией. Схема работает так: если убыток ниже размера франшизы, ремонт оплачивает автовладелец из личных средств. Если убыток выше, оставшуюся часть компенсирует страховщик.
Франшиза в автостраховании была законодательно определена 21 января 2014 года — при вступлении в силу поправок в ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя этот финансовый инструмент появился в стране давно.
Как разъясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании «Европлан»: «Франшиза появилась на рынке больше десяти лет назад, но широкое распространение получила в последние три года. Трудно было объяснить и продавцам, и клиентам выгоды страхования с франшизой, наладить взаимодействие со СТОА при урегулировании франшизных убытков. Но когда люди „распробовали“, популярность франшизы стала расти очень быстро».
Рост интереса к экономному КАСКО произошел в то время, когда Россию «накрыл» очередной финансовый кризис, и стоимость страховых полисов, увеличилась.
«Из-за падения курса рубля выросла стоимость запчастей, а вслед за этим и тарифы на страхование. Только с начала 2015 года полисы КАСКО подорожали, в среднем, на 10%-30%, в зависимости от марки и модели автомобиля, превратившись для многих в непозволительную роскошь. Как результат — продажи полисов рухнули более чем на 30%», — рассказывает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов
Экономический кризис, «ударивший» по доходам, заставил автовладельцев пересмотреть отношение к КАСКО. Одни решили, на свой страх и риск, ограничиться полисами ОСАГО, другие же заинтересовались новым предложение страховых компаний. Изменили взгляд на страхование автомобилей и банки, предоставляющие автокредиты. По мнению Юрия Стрекалова «ранее они редко соглашались на страхование с франшизой. Ведь если автовладелец не сможет покрыть за свой счет даже небольшой ущерб автомобилю, это отразится на рыночной стоимости предмета залога». Ситуация изменилась, и «банки, потерявшие заметную часть прибыли от продаж полисов, тоже стали лояльнее относится к продуктам с франшизой».
Еще об одной причине, по которой страховые компании активно предлагают клиентам заключение договора КАСКО с франшизой, говорит Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»: «Макроэкономическая ситуация изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений о повреждениях».
Эксперимент: КАСКО с франшизой и без
Чтобы проверить выгоду франшизы, мы решили «застраховать» гипотетический подержанный седан, и позвонили в пару страховых компаний: «Ингосстрах» и «INTOUCH». Попросили сделать предварительный расчет стоимости полиса КАСКО — с франшизой и без нее. Результат: в компании «Ингосстрах» полная страховка стоит почти 49 тыс. руб. в первом случае и почти 37 тыс. руб. — во втором. Сумма франшины — 10 тыс. руб., оплачивать ее необходимо второго страхового случая. Первый раз компания починит повреждения на автомобиле полностью за свой счет.
В «INTOUCH» клиенту предлагается выбрать порог, выше которого компания оплачивает авторемонт за счет своих средств: 10, 20, 30 и 50 тыс. руб. Действует франшиза с первого обращения по страховому случаю. Стоимость полиса КАСКО в нашем случае составила: с франшизой- 25 тыс. руб., без нее — 48 тыс. руб.
Сэкономить на аккуратных
Выгода для клиента, на первый взгляд, налицо. Ведь разница в стоимости полиса, в разных страховых компаниях в нашем случае составила 12 и 13 тыс. руб. В чем же выгода для страховых?
Илья Афанасьев, управляющий партнер, юрист компании «Антистраховщик» уверен, что «самая главная причина, по которой страхователям предлагают франшизу, — снижение риска обращений к страховщику с малозначительными убытками, такими, как повреждения стекол, мелкие царапины на бамперах и потертости на кузовных элементах».
И это так: ведь владельцы полиса КАСКО (без франшизы) несколько раз в год могли обращаться в страховую компанию, чтобы, к примеру, покрасить бампер, на котором были потертости. А вот с более дешевым полисом КАСКО (с франшизой), автовладелец подумает-подумает и решит, что можно ездить и с поцарапанным бампером. Ведь стоимость его ремонта, скорее всего, ниже обозначенной в договоре суммы франшины. Отсюда вывод: страховая компания несет меньшие убытки на восстановление автомобиля своего клиента. А он, в свою очередь, старается ездить аккуратнее.
Кому выгодна франшиза
Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».
Кому невыгодна франшиза
Их много: неопытные водители, так называемые «подснежники» — те, кто садятся за руль исключительно в бесснежное время года, лихачи. Есть и еще одна категория автомобилистов, которым не стоит соглашаться на франшизу при автостраховании. Об этом говорит Александр Цыганов, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор: «Есть интересный пример со страховой статистикой, которую проанализировали в отношении водителей-молодых мам. Оказалось, что для этих категорий водителей существенно растет убыточность из-за незначительных аварий, связанных с обращением внимания на ребенка, сидящего на заднем сидении, и отвлечением от дорожной ситуации».
Какую франшизу выбрать
Кроме безусловной франшизы существуют и другие виды: условная, франшиза со второго случая, льготная и временная.
Условная франшиза не «прижилась» среди российских автостраховщиков.
Разъясняет Александр Михайлов: «Условная франшиза в автостраховании — утопия. Рассмотрим жизненную ситуацию: у клиента автомобиль с условной франшизой 15 тыс. руб., т. е. при наступлении страхового случая с убытком меньше 15 тыс. платит клиент, если больше — страховая компания, причем всю сумму. Например, клиент поцарапал бампер, покраска которого стоит 10 тыс. руб. Каковы его действия? Идеально честный клиент сам оплатит ремонт. Неблагонадежный клиент, скорее всего, намеренно добавит немного повреждений (например, дополнительно задев забор), чтобы бампер пришлось менять полностью. Для мошенника это прямая экономия 10 тыс. руб., для страховой компании — убыток примерно на 50 тыс. руб. Если же в любом случае вычитать 15 тыс. руб. из каждого страхового случая при безусловной франшизе, такого соблазна у клиента не возникнет».
Франшиза со второго случая, она и предлагалась нам во время звонка в компанию «Ингосстрах», предполагает, что ущерб при первом страховом случае полностью возмещает страховщик, а франшиза начинает действовать со второго случая и далее.
Льготная франшиза в автостраховании устанавливается только в том случае, если автовладелец является виновником ДТП. Если авария произошла по вине другого водителя, страховая компания полностью возмещает ему ущерб.
Временная франшиза основана на том, что страховая компания возмещает ущерб только в определенное время — к примеру, в будни. Если страховой случай произошел в выходной день, клиент самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля.
На деле страховые компании в основном предлагают безусловную франшизу, иногда продавая франшизу со второго случая.
Илья Афанасьев объясняет это так: «Безусловная франшиза гораздо выгоднее страховщику, чем клиенту. Прикрываются страховщики тем, что франшиза дает страхователю скидку при покупке полиса».
Будет ли расти франшиза
Минувший год наглядно показал, как на фоне нестабильной экономической ситуации быстро подскочила стоимость страхования автомобиля. И тут же автовладельцам стали предлагать «спасительный круг» — франшизу, как способ удешевления полиса КАСКО. Так ли будет всегда? Или ее стоимость тоже вырастет? Это разъясняет Александр Цыганов: «Франшиза обычно формируется в процентах от стоимости полиса. И если цена на него будет расти, будет расти и франшиза — это в абсолютных цифрах. Если франшиза условно привязывается к стоимости ремонта, как цена покраски 1-2-3 простых деталей, то ее размер объективно будет расти с ней».
Воспользоваться франшизой при автостраховании или нет — вопрос непростой. Разумеется, основным фактором при принятии положительного решения будет стоимость полиса КАСКО. Но если она окажется подходящей, не спешите сразу страховать машину — почитайте отзывы о страховой компании. А вдруг она просто продает полисы и вовсе не горит желанием возмещать вам ущерб? И чтобы добиться возмещения, придется не раз спорить и отстаивать свои права. И, конечно же, честно признайтесь себе, насколько вы аккуратный водитель. Есть ли доступ к управлению у членов семьи? Будут ли они внимательны за рулем? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, тогда с франшизой вы сможете сэкономить на полисе КАСКО. Безаварийной вам езды/