Td-te.ru

Дом и Быт — Журнал TD-TE.Ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг

Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг

Как изучение нескольких языков меняет структуры нашего мозга и позволяет обрабатывать большие объемы информации.

Когда 1 мая 2019 года Хризантемовый трон покинул император Акихито (что стало первым отречением японского императора двести лет) и на престол взошел новый император Нарухито, он открыл новую эру японской истории под названием «Reiwa» (令和, «гармония»).

Японская традиция давать имена эпохам происходит от древней веры в божественный дух языка. «Kotodama» (言霊, «дух слов») — это идея, согласно которой слова имеют магическую силу над физической реальностью. На протяжении веков многие культуры верили в духовную силу человеческого языка. Со временем эти идеи вышли из сферы мифологии и магии и стали предметом научных исследований, которые в итоге открыли, что речь действительно может влиять на физический мир — например, на физиологию мозга.

Наши тела в процессе развития адаптируются к своему окружению. Это продолжается не только в течение миллионов лет эволюции, а также и на протяжении индивидуальной жизни. Например, на побережье Таиланда живут дети, которые имеют способность «видеть как дельфины». Культура и влияние окружающей среды повлияли на то, как эти малолетние кочевники из племени Мокен проводят свою повседневную жизнь, что позволило их зрачкам приобрести такие способности, которые недоступны большинству людей на планете.

Так же, как регулярное ныряние может изменить наши зрачки, а занятия в спортзале — наши тела, умственная активность (например, обучение) меняет физические структуры нашего мозга. Когда два нейрона отвечают на стимул, они формируют между собой физические и химические связи, которые усиливаются в зависимости от того, как часто происходит их активация. Процесс, согласно которому нейроны вместе возбуждаются и становятся связанными, лежит в основе формирования серого (где нейроны взаимодействуют) и белого (которое связывает участки серого) вещества мозга.

Пластичность, т.е. способность мозга адаптироваться к среде объясняет, почему мы приспосабливаемся к звукам родного языка. Все младенцы рождаются со способностью различать звуки разных языков, но в итоге настраиваются только на звуки родной речи. Нервные пути, которые отвечают за фонемы родного языка, усиливаются, тогда как все остальные атрофируются. Для билингвов это окно «универсальной» обработки звуков остается открытым в течение длительного времени, поскольку на них влияет более богатая языковая среда. Другими словами, информация, которую получает наш мозг, детерминирует восприятие реальности вокруг нас.

Несмотря на то, что мультилингвизм является скорее нормой, чем исключением, монолингвистичная модель продолжает быть стандартом во время наблюдений за тем, как мозг обрабатывает информацию. Обзор более 180 исследований, опубликованных в журнале Behavioral and Brain Functions, показывает, как владение несколькими языками влияет на познание и взаимодействие с окружающей средой, а также изменяет физическое строение самого мозга.

Например, известно, что билингвизм усиливает чувствительность и внимание к звукам, причем даже тогда, когда второй язык вы изучили не в раннем детстве, а в более поздней жизни. Билингвизм также позволяет эффективнее обрабатывать большие объемы информации, поступающие в мозг, фокусироваться на существенном и отбрасывать второстепенное.

Оба эти умения имеют критическое значение при изучении новых языков и позволяют объяснить, почему овладение вторым языком облегчает изучение третьего и т.д. Этот тезис резко контрастирует с более старой, теперь уже отвергнутой идеей о том, что мозг будто бы имеет фиксированный объем памяти «памяти», который ему надо разделять между различными языками, а не является активным живым органом с густой сетью связей, которые постоянно развиваются. Изучение нового языка изменяет и даже оптимизирует использование того, которым вы уже владеете.

Например, когда ребенок растет в многоязычной среде, звуки лучше кодируются в эволюционно древнем стволе мозга, а также увеличивается объем серого и белого вещества в первичной слуховой коре. После тренировок даже взрослые начинают лучше различать звуки иностранного языка, а также имитировать иностранные акценты по сравнению с монолингвами.

Декодирование сложных речевых сигналов является лишь одним феноменом, который наблюдается в мозге билингвов. Когда и монолингвы, и билингвы слышат слово на иностранном языке, например «c-a-n-d-l-e», их мозг должен заглушить вмешательства подобных слов, которые невольно приходят в голову (например, «cat», «can», «candy»). Но би- и мультилингвы при этом должны подавить еще и те слова, которые им приходят в голову и из других знакомых языков.

Собственно, мозг билингвов всегда готов обрабатывать слова нескольких языков, умножая количество так называемых «лингвистических конкурентов». Со временем билингвы овладевают контролем этих конкурентов настолько, что участок мозга, которую монолингвы используют для решения лингвистической конкуренции в рамках одного языка (например, передняя поясная кора), у них активируется только тогда, когда им нужно справляться с межлингвистической конкуренцией.

Подобно тому, как сильные мышцы позволяют поднимать грузы с меньшими усилиями, увеличение объема серого вещества облегчает обработку лингвистической информации. У билингвов также больше белой материи в тех путях, которые соединяют фронтальные контрольные участки с задними, а также подкорковыми сенсорными и моторными сегментами. Это позволяет разгрузить отдельные участки мозга и передать их функции тем, которые занимаются скорее процедурными задачами. Поскольку аналогичные нервные механизмы можно использовать как для лингвистических, так и для нелингвистических задач, владение несколькими языками влияет на производительность во многих других сферах.

Увеличение объема серого и белого вещества, а также способность гибко привлекать к работе различные участки мозга объясняет, почему у билингвов симптомы деменции наступают в среднем на четыре-шесть лет позже. К счастью, нет какого-то предела, когда уже поздно начать тренировать свой мозг. Это можно делать в любом возрасте. Кроме того, изменения в одном участке мозга могут вызывать каскадные эффекты во всех других: усиливать когнитивный контроль, улучшать обработку слуховых сигналов и тому подобное.

Язык сыграл решающую роль в развитии цивилизации, позволив передавать знания и коллективно изменять окружающую среду. Поэтому, даже если не вдаваться в мифологию или магию, наделение новой японской эпохи титулом «Reiwa» может иметь реальные последствия через воздействие на мысли и действия людей.

Хотя внешние эффекты использования языка ощущались на протяжении всей истории, только недавно появились средства, такие как МРТ, КТ, ПЭТ и т.д. Они позволяют проследить, как язык влияет на сам мозг. Мы теперь знаем, что овладение двумя и более языками вызывает масштабные изменения всей нервной архитектуры, которые длятся в течение всей жизни и проявляются в различных сферах — от сенсорного восприятия до высшей когнитивной деятельности. Речь, следовательно, действительно меняет саму нашу биологию, подтверждая, таким образом, древнюю мудрость: из слова влияют на мир.

Как изучение иностранных языков влияет на мозг

Конечно, знание языка помогает чувствовать себя уверенно в заграничных поездках, «добыть» жилье и еду в путешествии (хотя русские славятся способностью жестами прекрасно объяснять. Достаточно сказать с душевным русским акцентом «Хэлоу», а дальше ловкость рук, хорошая мимика, ручка и салфетка в помощь) познакомиться с интересными людьми, повышает вашу привлекательность для работодателей и вообще, доставляет вам радость от собственных результатов. Но что же еще?

А известно ли вам, что при обучении любому иностранному языку вы тренируете свой мозг, подобно телу, принимающему физическую нагрузку?

Вообще, любое обучение меняет мозг. Любая информация, поступающая в него извне, повышает количество и качество нейронных связей, увеличивает эффективность серого и белого вещества. Наш мозг всегда старается совершенствовать и оптимизировать любой процесс,который мы делаем чаще всего, будь то обучение рисованию или просмотр видео на YouTube. То есть, чем чаще вы смотрите сериал, тем совершеннее вы это делаете 🙂

Но зачем менять мозг,если он и так работает?

Кто из нас не хотел бы обладать суперпамятью? И что делать, если поедание орехов не помогает? Ответ есть — учим любой (!) иностранный язык. И, конечно же, продолжаем есть орешки, а кто-то еще и шоколад с печеньками (сахар важен для когнитивной функции — это единственное оправдание лингвистов-сладкоежек)!

В работах Джудит Кролл (психолог, изучает билингвизм) описываются эксперименты, свидетельствующие о том, что билингвы — люди особенные, они автоматически активируют оба языка в своем ментальном лексиконе, даже когда языковая ситуация предполагает использование только одного языка. Люди, владеющие несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств, четко могут уловить принцип взаимодействий между людьми в новом коллективе. Билингвы обладают обостренным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Память человека, который говорит на двух и более языках, становится более прочной, содержательной и ассоциативной, что немаловажно для творческих людей и развития фантазии.

Кому это нужно и когда начинать?

Без преувеличения можем сказать: нужно всем и в любом возрасте! Ресурсы для освоения нескольких языков есть у каждого мозга, приложив некоторые усилия, обучиться могут и дети, и взрослые, и люди пенсионного возраста, и «техническое» мышление тоже не помеха для изучения иностранных языков («технарям» грамматику объясняем схемами и лексику даем нежно и осторожно ;).

Читать еще:  Зоны прыщей на лице: за какие органы отвечают воспаления на коже

И что же мне за это будет?

Согласно исследованиям, дети — билингвы обладают более развитой памятью, нежели те,кто с детства слышал только родную речь. Более того, они лучше считают в уме, быстрее развиваются умственно, имеют выраженные способности к чтению и подобным навыкам, такие детки более усидчивы и внимательны к последовательности предметов и событий.

Билингвизм влияет и на людей пожилого возраста, так как значительно понижает риск развития заболеваний, ведущих к деградации головного мозга. Связано это с тем, что

человек, говорящий на нескольких языках, всегда выбирает между ними, что провоцирует постоянную стимуляцию мозга и замедляет старение.

Многолетние исследования подтверждают, что изучение языков предупреждает развитие старческой деменции, болезни Альцгеймера и тотального слабоумия не хуже приема специальных лекарств на ранних сроках болезни. В рамках исследований в 2010 году, специалисты изучили людей с болезнью Альцгеймера и выяснили,что пациенты, владеющие несколькими языками, сталкиваются с симптомами болезни на 5 лет позже и их мозг функционирует нормально на протяжении более длительного периода вследствие компенсирующего эффекта. А способность говорить на шести языках, согласно статистике ученых, вообще освободит от риска разивития каких бы то ни было возрастных нарушений работы мозга.

Есть хорошие прогнозы и для людей, столкнувшихся с инсультом: ученые Эдинбургского университета обнаружили, что способность восстановить свои умственные и когнитивные способности после инсульта у билингвов значительно выше, разница удивляет: полностью восстановиться удалось 40% пациентов с билингвизмом и 20% пациентов, говорящих только на одном языке.

И еще немного преимуществ (о тонких материях):

Знание второго,третьего и более языков делают картину мира для человека более богатой и насыщенной, каждый предмет получает множество ассоциативных «зацепок» для запоминания, хранения и извлечения из памяти. Язык влияет на наше мышление и процесс познания, дает представление о нескольких картинах мира, предоставляет возможность посмотреть под другим углом на все, что нас окружает и воспринимать ситуации с разных точек зрения (в общем, эффект, как после алкоголя, НО с пользой для организма).

Изучайте иностранные языки, развивайтесь и приобретайте крепкое здоровье и приятные эмоции, это ведь так просто!

Как иностранные языки влияют на мозг

Современные разработки и достижения в области томографии и нейробиологии помогли ученым разобраться, какие же процессы происходят в головном мозге человека при изучении иностранного языка.

В настоящее время магнитно-резонансная томография (МРТ) может определить не только нарушения сердечного ритма или необходимости операции органов, но и раскрыть процессы, происходящие в головном мозге при изучении и понимании иностранных слов.
Исследования результатов МРТ показали, что изучение иностранного языка приводит к видимым изменениям мозга.

Так, проводился эксперимент шведскими учеными, где молодые военные новобранцы делились на 2 группы. Одни изучали иностранные языки (арабский и русский), другие проводили изучение не по специальности иностранных языков. Результаты МРТ показали, что определенные области головного мозга у новобранцев, изучающих языки, увеличились в размерах. В то время как у другой группы никаких изменений не наблюдалось. В то же время замечено, что у студентов, которые имели более лучшие результаты в изучении иностранных языков своей группы, увеличение головного мозга происходило в больших темпах.
Другими словами, успеваемость и легкая обучаемость влияют на развитие (физическое) головного мозга.

Также результаты МРТ показывают, какие части головного мозга активны при выполнении определенного задания.
Например, в английской языке есть звуки “r” и “l” , в то время как в японском данные звуки не существуют по отдельности. Вместо этого есть языковая фонема, которая объединяет в себе оба звука. Поэтому японцам очень трудно говорить и воспринимать английские слова, содержащие данные звуки (river и liver).

Таким образом, результаты МРТ показали, что при восприятии английских слов, в котором содержится один из этих звуков, у японцев активизируется только одна область мозга, в то время как у англоязычных людей — две, отвечающие за восприятие двух разных звуков.

Для того, чтобы японцы могли воспринимать эти звуки правильно, им нужны «перепрограммировать» свой мозг. Это можно сделать с помощью программы, слушая которую по 20 минут в день в течение 3 дней уже можно различать данные звуки. В таком методе перепрограммировании мозга поможет и аппарат УЗИ, с помощью которого наглядно можно показать механизм воспроизведения определенных звуков, демонстрируя движение языка, губ, челюстей, опускания нёба.

При проведении еще одного эксперимент группа подопечных была разделена на 2 категории. Одна изучала иностранный язык с помощью учебников, грамматических правил, другая была помещена в языковую среду. Через 6 месяцев вторая группа в процессе тестирования показала результаты намного выше, чем первая. А процессы в головном мозге напоминали процессы, характерные для носителей изучаемого языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что взрослым людям выучить иностранный язык будет проще, если их погрузить в языковую среду, и она будут его изучать с самых азов подобно детям. После чего выучить грамматику уже не составит большого труда.
У людей, кто владеет несколькими языками, наблюдается лучшая память, гибкость мышления, когнитивная креативность.

Ася Казанцева — о том, как изучение иностранного языка влияет на мозг

Лайфхакер выбрал самое интересное из лекции известного научного журналиста и популяризатора.

Научный журналист, популяризатор, лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», автор двух бестселлеров.

Кора мозга становится толще

Изучение иностранных языков делает наш мозг сильнее. Раньше считалось, что за речь и её восприятие отвечают определённые части мозга. За грамматику, например, зона Брока, за семантику — зона Вернике. Но не так давно учёные выяснили, что всё несколько преуменьшено. Чтобы разговаривать и понимать речь, нужен весь мозг полностью.

Когда мы думаем, говорим или слышим что-то о предметах, их форме, цвете и других характеристиках, весь наш мозг принимает в этом процессе активное участие.

А значит, чем больше мы думаем, чем сильнее напрягаем «мышцу» в черепной коробке, тем сильнее она становится.

Изучая иностранные языки, думать приходится много, причём о самых разных предметах, цветах и формах. Вывод очевиден: учить новый язык полезно! И тому есть научные подтверждения.

Решили как-то раз учёные провести эксперимент Growth of language-related brain areas after foreign language learning и заставить шведских разведчиков выучить иностранные языки. И не английский какой-нибудь, а кое-что посложнее: персидский, арабский и русский. В качестве контрольной группы были приглашены студенты-медики, которым тоже приходится хорошенько напрягать мозги. Через три месяца сравнили результаты, и оказалось, что у разведчиков-переводчиков утолщение коры головного мозга было значительно большим, чем у студентов.

Кстати, если учить второй язык с рождения, коре головного мозга от этого не поправиться.

Похоже, что увеличение плотности серого вещества / толщины коры характерно скорее для тех, кто начал учить второй язык после освоения первого, чем для тех, кто был билингвой с раннего детства.

Ася Казанцева, научный журналист

При этом, если ребёнка погрузить в языковую среду до 7 лет, он с лёгкостью выучит новый язык. А вот если он растёт вне таковой среды, а учит новый язык параллельно с родным, то тут у взрослого будет фора. Нам, взрослым людям, учить язык легче, поскольку у нас больше развита логика, да и опыта жизненного хватает.

И ещё одна новость для родителей: независимо от того, в 8 лет или в 11 ваш ребёнок начал изучать второй язык, к 16 годам уровень знаний и понимания сравняется. Так зачем платить больше, то есть учить дольше?

Мы начинаем мыслить рациональнее

Ещё один интересный эксперимент Your Morals Depend on Language провели учёные в попытке выяснить, как освоение новых языков влияет на мозг.

Представьте себе поезд, который мчится по рельсам. Впереди на рельсах лежат пять человек, которые крепко привязаны. Вы можете спасти их, переведя стрелки. Тогда умрёт только один человек, который тоже привязан к рельсам.

Этот вопрос задали испытуемым из трёх групп:

  • испанцам на испанском языке;
  • испанцам, которые знали английский на уровне выше среднего, на английском;
  • испанцам, которые знали английский ниже среднего уровня, на английском.

В итоге практически 80% всех респондентов согласились с тем, что нужно пожертвовать одним и спасти пятерых, то есть перевести стрелку.

После этого тем же товарищам задали вопрос посложнее. Тот же поезд, на рельсах те же пять человек. Но спасти их можно, скинув с моста упитанного мужчину, который своим телом остановит поезд.

И вот тут ответы были интереснее:

  • Только 20% испанцев, услышавших вопрос на испанском, согласились скинуть с моста человека.
  • Среди тех, кто хорошо понимал на английском, — около 40%.
  • Среди тех, кто на английском понимал намного хуже, — 50%.
Читать еще:  Детские пособия в амурской области в 2020 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в благовещенске области через соцзащиту

Выходит, когда мы думаем на иностранном языке, мозг сосредотачивается на основной задаче, отбросив мораль, жалость и прочие вещи, мешающие принять рациональное решение.

Когда я хочу поругаться с мужем, то перехожу на английский. Так мне гораздо сложнее сформулировать претензии так, чтобы они выглядели логичными. Поэтому ссора прекращается, так и не начавшись.

Ася Казанцева, научный журналист

Знание языков может отсрочить болезнь Альцгеймера

Людям преклонного возраста учить иностранные языки не сложнее, чем молодёжи. Главное — правильно подобрать методику и материалы для изучения. При этом те, кто знает хотя бы один иностранный язык на хорошем уровне, выигрывают у болезни около пяти лет жизни. Неплохо для хобби.

6 фактов того, как изучение иностранных языков влияет на Ваш мозг

Какой вариант выбрали бы Вы:

  • Знать несколько иностранных языков на начальном уровне
  • Знать один язык но на 5 с плюсом

Для нашего мозга полезнее вариант 1.

Начать изучение иностранных языков многие предпочитают с универсального английского. Для этого есть целая статья и огромный, увлекательный обучающий портал.

Мотивацией к изучению иностранного обычно служит перспектива карьерного роста, переезд за границу, любовь к другой культуре. Но мало кто знает, что изучение нескольких языков благотворно влияет на психическое здоровье и развитие мозга.

Таких плюсов целых 6:

При изучении иностранных языков наш мозг набирает объем

Да-да, изучение других языков делает наш мозг больше, буквально. Это происходит за счет развития и увеличения в объеме некоторых областей мозга: гиппокампа, частично коры больших полушарий.

Когда проводились исследования на эту тему, то было заметен рост серого вещества в объеме у профессиональных мастеров перевода текста, которые не менее 3 месяцев усиленно учили язык.

Была отмечена прямо пропорциональная зависимость: чем больше сил, терпения и времени человек уделял занятиям, тем заметнее возрастал объем серого вещества.

Иностранные языки — отличная профилактика болезни Альцгеймера

Знатоки нескольких языков, по-научному билингвы, по наблюдениям нейропсихологов, на 5 лет позже сталкиваются с деменцией, связанной с болезнью Альцгеймера.

Для доказательства было проведено исследование на 211 участников: 102 — знали минимум 2 языка, 109 — только родной. У первой группы пациентов синдром в среднем проявлялся на 4,3 года позднее, деменция на 5, 1 год позднее по сравнению со второй группой.

Уже давно медицинские исследования подтвердили важность для профилактики Альцгеймера выполнение математических задач, отгадывание головоломок, игры на логику.

Билингвы более способны в музыке

Осваивая новый для нас язык, мы побуждаем мозг выделять новые звуки и тончайшие ноты, которые раньше сливались. Так житель Европы, осваивая китайский, обнаружит в обычном звуке «с» целых 3 новых.

Китаец, изучающий русский, удивится обширному спектру смены интонаций внутри предложения. Любой, кто учит новый для себя язык, лучше распознает звуки и далее успешнее в овладении музыкальными видами искусства.

Изучение языков = умение выполнять сразу несколько задач

Владение несколькими иностранными помогает легче менять вид деятельности и задачи в течение дня. Вы заметите, что можете решать несколько проблем в уме одновременно. Билингвы лучше переносят смену условий и обстоятельств.

Чтобы обнаружить это, было проведено 2 эксперимента. Билингвов и людей, владеющих только родным диалектом были предложены специальные тесты.

Их результаты и выявили, что билингвам куда проще выполнять несколько задач и переключаться между типами деятельности. Второй тест был усложнен тем, что люди в группах монолингвов и билингвов были разных возрастов.

Да, разумеется, молодежь быстрее справлялась с задачами, однако, в группе билингвов эта разница не была столь резко выраженной. Люди, владеющие несколькими иностранными, с возрастом дольше сохраняют способность к одновременному решению сложных задач.

Изучение нескольких языков наделяет супер памятью

Иностранные языки, мозг и память связаны напрямую. Те, кто рос в многоязыковой среде, могут похвастаться лучшей памятью, в отличие от людей, с детства слышащих исключительно родную речь.

Исследования показали, что знающие несколько иностранных, также хорошо считают в уме и читают. Им проще ориентироваться на любой местности, потому что быстрее запоминается последовательность вещей и событий.

Для них не проблема в течение дня удерживать в голове большой список дел. Обнаружить эту интеллектуальную «фору» можно у детей уже в 5-7 лет, при этом сохранится она на всю жизнь.

Билингвы лучше концентрируются

Знание нескольких языков сказывается на лучшей концентрации, как к сути происходящего, так и к деталям. Они легко сориентируются в новом коллективе, поймут, как люди взаимодействуют в нем. И вопреки стереотипу, это вовсе не рассеянные гении-ботаники.

Второй стереотип о том, что билингвы хуже владеют родным словарем. Да, возможно, словарный запас у них поменьше по сравнению с людьми, владеющими только своей родной речью.

И то, это в большей степени, относится к людям, выучившим иностранный по вынужденным причинам, и не имеющим высшего образования. При этом билингвы обладают большим пониманием логики своего коренного языка: словообразование, грамматические правила.

Сделайте первый шаг

Подводя итоги, можно выделить основные положительные моменты влияния изучения иностранных языков на мозг:

  • активируется «супер» режим мозга
  • это превосходная профилактика болезни Альцгеймера
  • хорошая концентрация, чувство ситуации и психологии происходящего
  • музыкальные способности
  • многозадачность

Как еще можно улучшить работу мозга:

  • начать изучение любого иностранного. Например, заниматься английским онлайн
  • тренировать мозг, развивать оба полушария игровыми упражнениями. Например, онлайн тренировками от «Викиум». Отличный вариант, чтобы развивать память, внимание, логическое мышление.

Не нужно встраивать в свою жизнь многочасовые тренировки. Достаточно заниматься по 20 минут в день. Главное, стараться упражняться каждый день.

P.S. Если статья была полезна, оцените ее звездами ниже и поделитесь с друзьями

Иностранный язык и развитие мозга: 6 удивительных фактов

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга. Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

1. Изучение языков заставляет мозг увеличиваться в объеме

Если вы учите иностранные языки, ваш мозг растет, причем в буквальном смысле слова. Точнее, растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий.

Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка. Причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества.

2. Иностранные языки спасают от синдрома Альцгеймера

Билингвам (носителям двух или более языков) положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. К такому удивительному результату пришла команда нейропсихологов, сравнивавшая течение болезни у людей, освоивших иностранные языки и, наоборот, не владеющих ими.

Из 211 участников исследования 102 пациента владели как минимум двумя языками, а остальные 109 не удосужились выучить никакого языка, кроме родного. Изучив течение болезни у представителей этих двух категорий, ученые пришли к выводу, что в первой категории первые признаки синдрома диагностировались в среднем на 4,3 года позже, а состояние деменции, к которому приводило его развитие, — на 5,1 года позже, чем во второй категории.

Те, кто владеет несколькими языками, быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств

Ранее медики высказывали мнение, что усиленное развитие мозга замедляет развитие синдрома Альцгеймера. Речь не обязательно идет о изучении языков, подойдут также занятия математикой, регулярное решение сложных головоломок, логические игры. Упомянутое исследование стало одним из первых подтверждений этой гипотезы. Отметим, что профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

3. У билингвов лучше способности к музыке

Изучение иностранного языка заставляет мозг открывать для себя изобилие звуков, которые он раньше не трудился выделять и разграничивать. Европеец, изучающий китайский, с удивлением обнаруживает, что то, что ему казалось звуком «с», на самом деле оказывается тремя совершенно другими звуками. Китаец, осваивающий русский, обнаруживает, что по богатству изменения интонации внутри предложений этот язык может дать фору тональному разнообразию китайского слога.

Человек, овладевающий иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки — и в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами. Впрочем, не следует благодарить за улучшение способностей к музыке свои уши — основную работу по распознаванию звуков выполняет мозг, а не органы слуха.

4. Знатоки языков отличаются способностями к многозадачности

Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств.

Читать еще:  Идея сделать тепловой аккумулятор для системы отопления из пластиковой/металлической бочки

Авторы исследования, установившие этот факт, провели два эксперимента. В первом билингвам и людям, знающим только родной язык, была предложена серия тестов, по итогам которой выяснилось, что билингвы лучше справляются с одновременным выполнением нескольких задач и переходом от задач одного типа к заданиям совершенно другого, нового.

Второй эксперимент был сложнее: в нем тесты были предложены монолингвам и билингвам разных возрастных групп. Вполне ожидаемым был результат, что молодежь лучше решала логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше. Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми была не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи. Правда, чтобы добиться таких способностей, языки желательно учить с детства, отмечают исследователи.

5. Языки улучшают память

Дети, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, как установили исследователи, это, как правило, означает и то, что они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам.

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

Билингвы схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

6. У билингвов лучше способности к концентрации

Общество часто представляет знатоков иностранных языков какими-то рассеянными «ботаниками», однако этот стереотип, кажется, далек от истины. Напротив, именно билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали.

Еще один стереотип — люди, учащие несколько языков, хуже знают свой родной — отчасти справедлив: оказывается, словарь родного языка у них в среднем действительно более узкий, чем у тех, кто не знает другой речи, кроме родной. По крайне мере, если речь идет о людях без высшего образования, выучивших чужой язык просто в силу мультикультурного окружения. Однако у билингвов в любом случае более развитое понимание логики родного языка — в частности, грамматики и способов словообразования.

Право на отказ: «Я выбираю здоровые отношения»

Как известно, человек — существо социальное. Но отношения с другими людьми развиваются по разным сценариям: одни помогают раскрыться, другие заставляют скрывать свое истинное лицо. Что отличает зависимые отношения и можно ли превратить их в здоровые?

Можно ли выучить новый язык после пятидесяти?

Наш мозг отличается исключительной лингвистической гибкостью, которую мы, увы, утрачиваем с годами. Тем не менее учить иностранный язык никогда не поздно, если для этого есть жизненно важные причины.

Иностранный язык и развитие мозга: 6 удивительных фактов

Что лучше — знать несколько языков, но плохо, или один – зато в совершенстве? Оказывается, для развития нашего мозга выгоднее первый вариант.

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга. Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ ЗАСТАВЛЯЕТ МОЗГ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ В ОБЪЕМЕ
Если вы учите иностранные языки, ваш мозг растет, причем в самом буквальном смысле слова. Точнее, растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий. Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка — причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ СПАСАЮТ ОТ СИНДРОМА АЛЬЦГЕЙМЕРА
Билингвам (носителям двух или более языков) положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. К такому удивительному результату пришла команда нейропсихологов, сравнивавшая течение болезни у людей, в освоивших иностранные языки и, наоборот, не владеющих ими. Из 211 участников исследования 102 пациента владели как минимум двумя языками, а остальные 109 не удосужились выучить никакого языка, кроме родного. Изучив течение болезни у представителей этих двух категорий, ученые пришли к выводу, что в первой категории первые признаки синдрома диагностировались в среднем на 4,3 года позже, а состояние деменции, к которому приводило его развитие, — на 5,1 года позже, чем во второй категории*. Еще раньше медики высказывали мнение, что усиленное развитие мозга (не обязательно изучение языков, но также занятия математикой, регулярное решение сложных головоломок, логические игры) замедляют развитие синдрома Альцгеймера — упомянутое исследование стало одним из первых подтверждений этой гипотезы. Отметим, что профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

У БИЛИНГВОВ ЛУЧШЕ СПОСОБНОСТИ К МУЗЫКЕ
Изучение иностранного языка заставляет мозг открывать для себя изобилие звуков, которые он раньше не трудился выделять и разграничивать. Европеец, изучающий китайский, с удивлением обнаруживает, что то, что ему казалось звуком «с», на самом деле оказывается тремя совершенно другими звуками. Китаец, осваивающий русский, обнаруживает, что по богатству изменения интонации внутри предложений этот язык может дать фору тональному разнообразию китайского слога. Человек, овладевающий иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки — и в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами. Впрочем, не следует благодарить за улучшение способностей к музыке свои уши — основную работу по распознаванию звуков выполняет мозг, а не органы слуха.

ЗНАТОКИ ЯЗЫКОВ ОТЛИЧАЮТСЯ СПОСОБНОСТЯМИ К МНОГОЗАДАЧНОСТИ
Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств. Авторы исследования, установившие этот факт, провели два эксперимента. В первом билингвам и людям, знающим только родной язык, была предложена серия тестов, по итогам которой выяснилось, что билингвы лучше справляются с одновременным выполнением нескольких задач и переходом от задач одного типа к заданиям совершенно другого, нового. Второй эксперимент был сложнее: в нем тесты были предложены монолингвам и билингвам разных возрастных групп. Вполне ожидаемым был результат, что молодежь лучше решала логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше. Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми была не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи. Правда, чтобы добиться таких способностей, языки желательно учить с детства, отмечают исследователи.

ЯЗЫКИ УЛУЧШАЮТ ПАМЯТЬ
Дети, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, как установили исследователи, это, как правило, означает и то, что они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам. Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на знакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

У БИЛИНГВОВ ЛУЧШЕ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ
Общество часто представляет знатоков иностранных языков какими-то рассеянными «ботаниками», однако этот стереотип, кажется, весьма далек от истины. Напротив, именно билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали. Еще один стереотип — люди, учащие несколько языков, хуже знают свой родной — не совсем несправедлив: оказывается, словарь родного языка у них в среднем действительно более узкий, чем у тех, кто не знает другой речи, кроме родной (по крайне мере, если речь идет о людях без высшего образования, выучивших чужой язык просто в силу мультикультурного окружения). Однако у билингвов в любом случае оказывается более развитым понимание логики родного языка — в частности, грамматики и способов словообразования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector