Td-te.ru

Дом и Быт — Журнал TD-TE.Ru
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как шахматы влияют на развитие личности

Как шахматы влияют на развитие личности

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАХМАТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Аннотация. Физическая подготовка шахматиста должна носить систематический, целенаправленный характер. Шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие и формирование гармоничной личности студента. В то же время они подготавливают подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных социально-бытовых и производственных сферах нашего общества.

Ключевые слова: студент, шахматы, физическая подготовка.

Анотацiя. Коровянський А.Г. Важливе значення шахiв у формуваннi iнтелектуальноi особистостi сучасного студента. Фiзична пiдготовка шахiста повинна носити систематичний, цiлеспрямований характер. Шахи можуть безпосередньо впливати на iнтелектуальний розвиток i формування гармонiчноi особистостi студента. У той же час вони пiдготовляють пiдростаюче поколiння до успiшноi життедiяльностi в рiзних соцiально-побутових i виробничих сферах нашого суспiльства.

Ключовi слова: студент, шахи, фiзична пiдготовка.

Annotation. Korovyanskiy A.G. The important value of a chess in formation of the intellectual person of the modern student. Physical preparation of the chess player should have regular, purposeful character. A chess can directly influence intellectual development and formation of the harmonious person of the student. At the same time they prepare rising generation for successful ability to live in various social and industrial spheres of our society.

Key words: the student, a chess, physical preparation.

Историю возникновения шахмат относят к V-VI векам. Родиной этой старинной, мудрой и прекрасной игры принято считать Индию. Именно так возникла игра , в которой на шахматной доске вели сражения войска — деревянные фигуры. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра все более и более распространялась. Вскоре шахматы проникли в Европу. В том виде, в котором сейчас играют в шахматы, они существуют 500 лет.

За свою историю шахматы пережили много невзгод. В средние века церковь жестоко боролась с шахматами, всячески запрещала их, потому что считала азартной игрой. А потом, когда с изобретением книгопечатания появились дешевые карты, то был период, когда карты просто вытеснили шахматы. Вот тогда-то, между прочим, прошла реформа шахмат, и ферзь со слоном обрели свою дальнобойность. А это сделало игру динамичнее и интереснее. Шахматы удивительным образом получили «второе дыхание». Они постепенно изменяются вслед за жизнью, это очень загадочная игра [1-5].

Работа выполнена по плану НИР Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.

Формулирование целей работы.

Популярность современных шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей. Особенно любимы шахматы в России и во всем постсоветском пространстве. Именно здесь жили, живут и трудятся чемпионы мира, многие выдающиеся гроссмейстеры, творчество которых обогатило нас прекрасными произведениями искусства.

В своей статье будут представлены шахматы для миллионов людей и их роль в формировании подрастающего поколения.

В недавнем послании Президента РФ В.В.Путина участникам чемпионата мира сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, — воспитывать характер».

Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма фиксации интеллекта не только личности, но и нации в целом. Они — существенная составляющая культурного пространства.

Значение шахмат в формировании интеллекта личности весьма значительна. Благодаря этой игре молодые люди учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине, стараются не падать духом при отдельных неудачах и т.д. А теперь в наш компьютерный век эта роль еще более возрастает, поскольку юноши и девушки сталкиваются с умной машиной еще в раннем возрасте. И здесь шахматы могут выступить в роли проводника, постепенно приобщающего подростка к компьютеру. Игровая форма восприятия и овладения информацией детям наиболее доступна, и таким образом вырабатывается игровой (естественный) контакт с машиной. В этом случае компьютер не подавляет не окрепший мозг подростка, и молодой человек не попадает в зависимость от машины, а уже сам, играя, начинает ею руководить. Эта «азартно-интеллектуальная игра» очень полезна во всех отношениях.

Занятия шахматами способствуют успеваемости. На Западе это уже поняли. В Нью-Йорке — более 100 учебных заведений с шахматным факультативом. Знаменитый американский фонд «Чесс-ин-скул» («Шахматы в школе») имеет бюджет более 1 миллиона долларов. Школы стран Евросоюза, которые повсеместно начали использовать такую форму организации досуга, как «продленка», дабы таким образом обезопасить подростков от негативного влияния улицы, вводят в «продленку» шахматы как обязательный предмет. Такая практика есть и во многих заведения г.Белгорода, надо только уметь вовремя заключать «Трудовой договор» между тренером и администрацией учебного заведения.

Следует отметить, что шахматы развивают интеллект не только здорового человека. Шахматные методики уже используются для реабилитации больных. «Игра в шахматы, — утверждает киевский психиатр А.Рубинчик, — укрепляет у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности и способствует восстановлению контактов с окружающими».

Структурные преобразования нашего общества за последние годы привели к большим социальным потрясениям и оказали негативное влияние на формирование подрастающего поколения. В настоящее время в России тысячи беспризорных детей и подростков, стремительно растет наркомания, преступность, и нашему обществу грозит разрушение генофонда нации. Много детей и подростков проходят обучение в специнтернатах. Специалистам известно, что психически больные молодые люди обладают способностью к различным видам творчества. Работа с больными детьми со стороны студентов — разрядников под руководством опытных тренеров может стать составной частью общей программы внедрения шахмат в систему обучения в детских домах, интернатах, профилактики детской преступности. И уже сейчас проводятся шахматные соревнования инвалидов, которые в последнее время стали довольно популярны в Белгороде и области.

Шахматы — очень доступны и один из самых дешевых видов спорта. При этом они — технологичны и всесезонны. Играть в шахматы можно в любую погоду и в любых условиях. Другие виды спорта ограничены климатическими условиями и куда более дороги. Шахматные соревнования можно проводить даже на дому. Интернет дает возможность соединить участников, хоть по всему миру. Кстати, в едва ли не самой компьютеризованной стране Европы — Голландии — при найме на работу программистов предпочтение отдается тем выпускникам вузов, кто умеет играть в шахматы. Не мешало бы и нам обратить на это внимание и ввести шахматы в качестве факультатива в вузах, при чем не только в технических, но и гуманитарных. Это отнюдь не помешало бы и дипломатам или слушателям Академии Генштаба: будущим военачальникам, стратегам и тактикам очень бы пригодилось умение лучше видеть и просчитывать на несколько ходов вперед.

Итак, шахматы, несомненно, полезны, они способствуют интеллектуальному развитию человека и оказывают эстетическое воздействие, раскрывая красоту человеческого мышления.

Как стать шахматистом? Как постичь тайны древней игры? Многие студенты любят играть в шахматы. Некоторые из них познакомились с игрой уже в школьные годы, но серьезно стали изучать игру только в годы учебы в вузе. Другие ранее не умели играть в шахматы, и впервые их познакомили с правилами игры друзья-студенты. В зависимости от психологических особенностей личности: темперамента, любознательности, способности к логическим умозаключениям, развитию фантазии и, главное, от степени заинтересованности обучению игры в шахматы — происходит становление навыков, определяющих формирование молодого шахматиста и его дальнейшие спортивные успехи.

Обучение шахматам под руководством педагога — тренера, изучение шахматной литературы — способствуют формированию аналитического и интуитивного шахматного мышления, что ведет к быстрому прогрессу в игре. Здесь следует обратить внимание на то, что за интересовавшийся шахматами студент, обладающий уже навыками самостоятельной работы с различными учебными пособиями, может испытывать определенные трудности при выборе шахматной литературы. Какую литературу можно ему рекомендовать? Прежде всего, это классические учебники шахматной игры — Э.Ласкера, Х.Р. Капабланки, Г.Левенфиша, Ю.Авербаха, В.Панова и другие.

И все же занятия шахматами по книгам, без живого слова тренера — преподавателя, как правило, менее эффективно, чем занятия в шахматном коллективе под руководством педагога. Это обусловлено тем, что тренер способен оценить индивидуальные склонности шахматиста, его возможности. И благодаря этому посоветовать ему не только нужную шахматную литературу, но и подходящего партнера, с которым начинающему шахматисту — студенту будет интересно и полезно играть. Да и сами занятия опытные педагоги проводят так, что пробуждают все больший интерес к игре у своих учеников. Они предлагают решать примеры из различных стадий игры, и постепенно, усложняя задачи, учат основам стратегии шахмат. Одновременно педагог оживляет свои занятия проведением небольших турниров. Здесь тренер замечает, что одному ученику удается проводить атаку на короля, а другой лучше разыгрывает окончание, но теряется в острых позициях. Эти наблюдения постепенно формируют у шахматиста психологический подход к игре. Разумеется, шахматист — студент и сам оценивает свои склонности и возможности, учится их соизмерять и, главное, начинает понимать, над чем ему нужно работать, какие недостатки в игре следует устранить в первую очередь.

Читать еще:  Кислота салициловая от прыщей: эффективность средства от сыпей

Помимо теоретической и практической подготовки шахматиста опытный тренер не должен забывать и о его физическом состоянии. Почти в каждой партии можно добиться выигрышного положения, но если не иметь в критический момент ясной головы, то все предшествующие усилия могут пойти на нет. Иными словами, шахматист должен обладать железными нервами. Вот почему физическая подготовка шахматиста должна носить систематический, целенаправленный характер.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие и формирование гармоничной личности студента в XXI веке. В то же время они подготавливают подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных социально-бытовых и производственных сферах нашего общества.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования интеллектуальной личности современного студента.

Как шахматы влияют на развитие личности

И.А. Галкина (к.пс.н.)

«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» — говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте — в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего, шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.

Развитие внимания и усидчивости

Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте — они становятся спокойнее и уравновешеннее.

Развитие памяти

Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания — все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.

Формирование характера и воли

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт. Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение — все это и есть воспитание характера и силы воли.

Развитие целеустремленности

Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Эмоциональный интеллект

Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.

Интуиция

В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса — вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Развитие творческих способностей и возможностей

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, — вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент — пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Читать еще:  Онлайн осаго сибирский спас страхование 2020: калькулятор и как оформить электронный полис

Развитие способности к обучению

Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты — как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.

Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.

Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.

В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!

Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.

EisKot › Блог › Почему шахматы не развивают интеллект

Как можно выиграть или не проиграть в игре, правила которой постоянно меняются и меняются не вами?©

Доктор биологических наук, Сергей Савельев, рассказывает простым языком почему шахматы и интеллект это две большие разницы.

В детстве я тоже верил, что шахматы бесспорный лидер среди всех интеллектуальных и настольных игр и что они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство.
Поэтому тоже научился играть в шахматы, точнее — двигать фигуры по доске в соответствии с правилами. И, к счастью, повзрослев — основательно забыл. Ибо в игре по имени жизнь, шахматы, это способ потерять время, которое можно было пустить на изучение окружающего мира или решение более утилитарных проблем. Но стереотип о том, что шахматист это умный человек, долго сопровождал меня по жизни.
Хотя подозрения, что шахматы к развитию умственных способностей не имеют никакого отношения, у меня возникли с момента, когда я научился перемещать фигуры, тогда я ещё не задавался вопросом «а что такое умный?»
И вот на днях я прочитал любопытное определение:
Это видящий и постоянно учитывающий причинно-следственные связи индивидуум, способный к импровизации при решении нестандартных задач с ограниченным набором инструментария.©
Про импровизацию, нестандартные задачи и ограниченный набор ключей — всё как у Савельева про творчество, а с причинно-следственными связями всё чётко, как в уголовном праве — объективно существующая связь между деянием и наступившими последствиями.
При чём тут шахматы?
Они как футбол, изобретены, чтобы отвлечь определенную категорию людей от творческого подхода к изучению некоторых причинно-следственных связей.
Игра, которая не несёт практической ценности. Простая занятость.

Как шахматы влияют на развитие личности

Шахматы — интересная и увлекательная игра, которая благодаря четко определенным и сравнительно простым правилам широко доступна людям разных возрастов, про­фессий и социальных общностей.

Простая по форме игра вместе с тем весьма содержа­тельна. Она ставит перед партнерами достаточно сложные задачи, требующие смекалки, изобретательности, а подчас и нетривиальных творческих решений.

Заметим также, что шахматы изначально предоставля­ют участникам равные возможности и достижение успеха зависит не от счастливого случая (как, к примеру, в кар­точных играх), а всецело определяется самостоятельными действиями играющих. Так что в этом смысле исход шах­матных баталий всегда справедлив — «пожинаешь то, что сам посеял».

Во многом из-за отмеченных выше особенностей шах­матам было отдано предпочтение перед значительным числом других интеллектуальных игр; они пережили века и остаются любимым увлечением миллионов людей.

Ныне это увлечение достигло поистине гигантских раз­меров. Так, например, каталог шахматной литературы на­считывает несколько десятков тысяч книг и периодических изданий. Почти в двухстах странах регулярно проводятся национальные чемпионаты и другие официальные сорев­нования. А большое, и с каждым годом увеличивающееся, количество шахматных компьютеров занимают значитель­ную часть досуга жителей всех континентов нашей планеты.

Как и любая человеческая деятельность, занятие шах­матами оказывает определенное влияние на развитие ин­теллекта и характера человека, развитие личности в целом.

Учитывая масштабы серьезного интереса к шахматам в мире, правомерно рассмотреть следующие вопросы:

1) Какова же специфика влияния шахмат на развитие чело­века?

2) Можно ли безоговорочно согласиться с рас­пространенным мнением о полезной воспитательной роли шахмат?

Попробуем разобраться в этих проблемах. Анализируя их, в обязательном порядке следует использовать данные по следующим разделам:

а) развитие интеллектуальных функций — мышления, памяти, воображения, внимания;

б) развитие характера — отношения к деятельности, отношения к себе, отношения к другим людям и об­ществу;

О роли шахмат в современном обществе

Шахматы чаще всего называют «игрой». Да, это игра. Но она включает в себя многие элементы спорта, науки, даже искусства. Учитывая прошлое и настоящее шахмат, их многогранное общественное воздействие, можно без преувеличения сказать: шахматы — прекрасная и необходимая часть культуры человечества. Общественное воздействие шахмат все возрастает. Благодарю им, люди получают возможность культурно развлекаться и хорошо отдыхать.

Шахматы воздействуют на личность, коллектив, общество. Шахматы положительно влияют на молодежь, на формирование ее характера и умственных способностей. Нельзя не упомянуть и об огромном педагогическом значении шахмат.

Если молодой человек полюбил шахматы, они помогут ускорить его духовное развитие. Эта игра воспитывает в характере стойкость, самодисциплину, объективность. Вспомните о том, что в шахматах, в отличии от большинства других популярных игр, случайность не играет роли. Ведь оба игрока получают одинаковый по количеству и ценности исходный материал.

Игра ведется открыто. Шахматист овладевает элементами логического мышления, вариантного расчета, постигает начала стратегии и тактики. Нужно научиться сначала думать, а уже потом действовать. И, наконец, молодому человеку проходиться учиться должным образом переносить и поражение, и победу. Мы знаем, что и то, и другое — наука нелегкая. в молодых людях воспитываются такие свойства характера, такие духовные качества, которые, несомненно, полезны для личности и укрепляют моральную силу.

Общие интересы сближают людей. Девиз Международной федерации шахмат (ФИДЕ) «Все мы — одна семья» прекрасно демонстрирует взаимное уважение множества людей во всем мире, поддерживающих связь друг с другом на языке шахмат.

Нет сомнения, что рост числа индивидуальных и командных соревнований шахматистов способствует сближению, лучшему взаимопониманию и дружбе отдельных людей, а через них — целых народов. Так укрепляется дело мира.

Как шахматы влияют на развитие личности

  • Об Академии
  • Как ходят фигуры?
  • Расписание
  • Жансая Абдумалик
  • Тренеры
  • Детский Чемпионат РК — 2020
  • Новости и турниры
  • Статьи
  • Спонсорам
  • Магазин
  • Контакты

С тех пор, как шахматы появились в Индии 1500 лет назад, они неразрывно были связаны с умом. Даже сегодня, венцом искусственного интеллекта является создание компьютера, который может победить гроссмейстера.

Но почему? Есть много теорий. Исторические деятели, такие как Наполеон, Достоевский, и Паскаль знали, что игра в шахматы развивает критические области мозга, оказавшим помощь в реализации многих поступков, которые обеспечили им место в истории.

Итак, чем же помогают шахматы?

Шахматы развивают способности решать поставленные задачи

Шахматы — это бесконечные упражнения для ума, который развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка.

Читать еще:  3 частые и грубые ошибки владельцев фиалок

Что такое шахматы? Множество решений одной проблемы? И вы, и ваш противник имеет ту же цель, и те же ресурсы, чтобы сделать это.

Шахматы улучшают детское познание

Были проведены бесчисленные исследования эффекта, который игра в шахматы оказывает на развитие детей. Результаты? Относительно исследований с участием группы 10-летних детей, получивших подробную инструкцию по шахматам, ученые заключили, что дети стали играть лучше.

Шахматы улучшают вербальные навыки

Да, именно вербальные навыки. Доктор Альберт Франк изучал детей, которые занимались в шахматы в течение двух часов в неделю. В результате чего он заключил, что игра, которая в значительной степени не зависит от языка, может улучшать вербальные навыки, поскольку задействует участки мозга, связанные с языком, в том числе, ответственные за логику.

Шахматы развивают навыки критического мышления

Это, кажется почти очевидным, но результаты исследования доктора Роберта Фергюсона показали, что ученики 7-го — 9-го классов, которые начали играть в шахматы, имеют более лучшие показатели, связанные со здравым смыслом и критическим мышлением на 17%, по сравнению со сверстникам не играющими в шахматы.

Шахматы сохраняют умственные способности

Так, что? Все преимущества шахмат предназначены для детей с развивающимся мозгом? Не за что! Было доказано, что шахматы сохраняют умственные способности пожилых игроков и помогают предотвратить развитие симптомов заболеваний, таких как деменция и болезнь Альцгеймера.

Шахматы улучшают эмоциональное состояние

Многие думают, что шахматы, это игра холодного расчета, но важно понимать, что игра по своей сути именно для двух игроков, что в свою очередь улучшает эмоциональное состояние, а также развивает психосоциальное взаимодействие, по словам доктора Роуз Мари Стуттс из Свободной шахматной академии.

Шахматы улучшают математические способности

Математика часто воспринимается как наука, способная решать только абстрактные задачи, и ничего более. Но это не так. Математика связана с распознаванием образов, логикой, а также с возможностью играть с переменной в вашей голове, все это, как известно, улучшают шахматы.

Шахматы обучают логике и эффективности

Шахматы учат логике, потому что вы ограничены доской и фигурами, а действовать нужно эффективно, поскольку вы играете с противником, преследующим такую же цель. Это способствует поиску решений текущих проблем и использованию методов, для решения комплексных проблем.

Шахматные задачи подгоняют отстающих, и учат постановке цели

Отстающие часто теряют мотивацию из-за отсутствия вызова, и шахматы это игра бесконечных задач и поощрений. В конце концов, даже величайший из шахматных гроссмейстеров всегда будет иметь противников, которые могут бросить им вызов, и даже если он лучше всех людей, всегда есть суперкомпьютер .

Шахматы – это одна из самых известных логических игр в мире. Ни для кого не секрет, что они развивают логику, тактику, стратегию и многие другие свойства интеллектуальной личности.

Интуиция

Умение выбирать требуется от нас каждый день. С утра и до вечера мы постоянно сталкиваемся с мелкими и незначительными, а также крупными и чрезвычайно важными ситуациями, когда нужно делать конкретный выбор.

Шахматы развивают интуицию, так как из двух одинаковых по силе ходов, вам нужно избирать только один.

Интересный факт: в шахматах самым очевидным ходом пользуются не 90% игроков, а всего лишь 50%.

Терпение

Если у вас нет терпения – вряд ли вы сможете победить своего соперника. Тщательный анализ расстановки сил на доске, терпеливое выжидание хода соперника и длительная сосредоточенность на своей стратегии – все это развивает в шахматисте терпение. А это одно из ключевых качеств успешного человека.

Аналитическое мышление

Играя в шахматы, вы развиваете аналитическое мышление. И речь идет далеко не только о том, чтобы продумывать свои ходы. Взгляд со стороны – это то, чего так часто не хватает человеку.

Мы очень часто субъективно оцениваем то или иное дело. А исследуя тактику соперника, пытаясь проникнуть в его логику и замыслы, вы будете развивать объективное аналитическое мышление, что наверняка очень сильно пригодится в жизни.

Мышление победителя

Как это ни удивительно, но умение мыслить, как победитель имеет колоссальное значение в любой сфере деятельности. Для успешного достижения поставленной цели верить в победу просто жизненно необходимо.

Трудно себе представить развитую личность, которая не верит в свои силы. Психологическая установка победителя тренируется, как и любое другое интеллектуальное качество.Шахматы – идеальное для этого средство.

Умение проигрывать

На первый взгляд может показаться, что это утверждение противоречит предыдущему. На самом же деле нет. Умение проигрывать также является чрезвычайно важным свойством развитой личности.

Поражения, как и победы, влияют на нас удивительным образом. Мы делаем выводы, о которых раньше не задумывались, воспитываем в себе стойкость, чтобы не опускать рук.

Как шахматы влияют на развитие личности

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые свежие новости и предложения нашей шахматной школы. Это бесплатно и вы в любой момент сможете отказаться от подписки.

  • Статьи
    • Роль шахматного тренера
    • Влияние шахмат на интеллект
  • Играть в шахматы
  • Играть с компьютером
  • Флеш шахматы
  • Шахматы для детей
  • Шахматы для взрослых
  • Шахматные задачи
  • Дебютные ECO коды
  • Таблицы Налимова
  • Тематические наборы
  • Сотрудничество и работа

Влияние шахмат на интеллект

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector