Td-te.ru

Дом и Быт — Журнал TD-TE.Ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 рисков, когда суды признают расходы по ОМС нецелевым использованием средств

10 рисков, когда суды признают расходы по ОМС нецелевым использованием средств

KucherAndrey / Depositphotos.com

Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Тем не менее, суды рассматривают значительное количество споров между учреждениями и ТФОМС о нецелевом использовании средств ОМС. Как правило, в качестве нецелевого использования квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:

  • не относящихся к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;
  • не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы.

Еще о нецелевом использовании средств по обязательному медицинскому страхованию и об ответственности за это нарушение читайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Посмотрите, в каких ситуациях судьи признали расходы нецелевыми и потребовали вернуть средства ОМС в бюджет территориального фонда:

Суть нарушения

Обстоятельства дела

Судебный акт

Приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.

В структуру тарифа ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Покупка учреждениями медицинского оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу квалифицировано проверяющими как нецелевое использование средств ОМС. Причем не только в части, превышающей указанный ценовой предел, а в полном объеме стоимости этих основных средств.

Данной позиции судьи придерживаются и в ситуации с приобретением «сборного» основного средства — системы видеонаблюдения, состоящей из нескольких позиций оборудования и деталей, но принятой к учету в качестве единого инвентарного объекта стоимостью более 100 тыс. руб.

Оплата расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медучреждений.

Суд установил, что медицинскими учреждениями в здании больницы и поликлиники фактически произведены работы капитального характера, а именно:

  • разборка, прокладка и изоляция трубопроводов;
  • демонтаж и установка раковин, моек, смесителей;
  • демонтаж и замена светильников, бактерицидных ламп, выключателей и розеток;
  • замена электрических кабелей;
  • замена оконных и дверных блоков, и др.

Расходы на выполнение указанных работ признаны нецелевым использованием средств ОМС, так как в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не включены.

Неверно распределены между источниками финансирования общехозяйственные и накладные расходы.

Учетной политикой учреждения предусмотрено, что данные расходы распределяются пропорционально прямым затратам по оплате труда. Проверкой установлено, что фактически расходы разделены в иной пропорции. В результате неверного распределения за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств бюджета. Аргумент учреждения, что учетная политика является его внутренним документом, на основании которого нельзя делать выводы о нецелевом использовании средств ОМС, судом не принят.

Произведены расходы по выплате заработной платы врачам и медицинскому персоналу в отсутствие у них соответствующих допусков, профессиональной подготовки и переподготовки, а также выплата заработной платы врачам-эпидемиологам при отсутствии у медучреждения лицензии на вид деятельности «эпидемиология».

Судьи указали, что использование средств ОМС, направляемых на расходы на заработную плату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

  • работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;
  • должность медработника включена в штатное расписание медорганизации и соответствует номенклатуре должностей медработников;
  • оказываемые медработником работы или услуги предусмотрены лицензией медорганизации.

Таким образом, зарплата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии, что данные виды работ или услуг предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения лицензии на вид деятельности «эпидемиология» не было, рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медработником. Еще суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медсестер при отсутствии соответствующих сертификатов. При этом довод учреждения, что врачи, замещающие должности среднего медперсонала, обладают высшим медицинским образованием, судом были отклонены, так как данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медперсонала.

Произведен ремонт имущества, не учтенного на балансе медучреждения.

В связи с аварийной ситуацией учреждением выполнен ремонт теплотрассы, которая не числилась на его балансе и не была закреплена за учреждением на праве оперативного управления. При этом оплата ремонтных работ проведена по коду КОСГУ 225. Собственник аварийного участка теплотрассы не установлен. Суд поддержал проверяющих: учреждение было не вправе ремонтировать теплотрассу за счет средств ОМС, так как не является ни ее собственником, ни владельцем на праве оперативного управления, ни пользователем на праве аренды или безвозмездного пользования.

Оплачены расходы по транспортировке тел умерших пациентов в патолого-анатомическое отделение.

За счет средств ОМС медпомощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая, такого как заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия. Суд решил, что с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС, так как информация об умерших гражданах исключается из регистра застрахованных лиц. Следовательно, все, что происходит далее с телом умершего, в том числе и доставка трупа к месту вскрытия, не может оплачиваться за счет средств ОМС.

Произведена доплата за совмещение должности гладильщицы.

За счет средств ОМС произведена доплата медсестре больницы за совмещение должности гладильщицы, которая состоит в штате по приносящей доход деятельности. Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, за счет средств ОМС не предусмотрено, так как эти расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Суд признал доплату медсестре нецелевым использованием средств ОМС.

За счет средств ОМС выплачена заработная плата работникам патологоанатомического отделения больницы, врачу-дерматовенерологу.

В соответствии с территориальной программой ОМС финансовое обеспечение медицинской помощи, связанной с кожно-венерологическими заболеваниями, а также финансовое обеспечение патологоанатомических отделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета. Следовательно, выплата зарплаты врачу-дерматовенерологу, а также содержание указанного структурного подразделения больницы, в том числе, расходы по выплате заработной платы его работникам за счет средств ОМС, является их нецелевым использованием.

За счет средств ОМС оплачен тренинг по психокоррекции для работников поликлиники.

Цель данного тренинга – развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости медперсонала, снижение числа конфликтов между медперсоналом и пациентами. Суд согласился с проверяющими: структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС не включает в себя расходы на проведение психокоррекционной сессии – тренинга для работников учреждения, поскольку такие расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи, а значит за счет средств ОМС такие расходы оплачивать нельзя.

Средствами ОМС оплачены медикаменты, исследования, химреактивы и питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС, а также проходивших лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета.

По Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за счёт средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая. Поэтому суд признал средства ОМС, использованные на оплату медикаментов и питания пациентов, не застрахованных в системе ОМС, нецелевым расходом.

Территориальными программами ОМС не предусмотрено проведение за счёт средств ОМС исследований пациентов, получающих лечение за счет других источников финансирования. Соответственно, приобретение за счет средств ОМС и использование химреактивов для проведения исследований пациентов, которые проходят лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета, также было признано нецелевым расходом.

Расходование средств ОМС в 2020: целевой и нецелевое

Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Это ежедневная потребность населения, финансируемая из фондов обязательного медицинского страхования за счёт госбюджета. Грамотное расходование материальных ресурсов на средства ОМС с целью обеспечения работы медучреждений регламентируется законодательством, как и наказание за их нецелевое использование.

  1. Что такое ОМС
  2. Как образуются финансовые средства ОМС?
  3. Принципы расходования
  4. Нецелевые траты за счет средств ОМС и их виды
  5. Превышение лимита на покупку медтехники
  6. Премирование медработников из фондов ОМС
  7. Траты на съем и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления
  8. Оплата других непредусмотренных тарифом нужд
  9. Санкции за нецелевое использование средств ОМС
  10. Заключение

Что такое ОМС

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина. Удовлетворение интересов граждан в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326).

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски. Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации. В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Бесплатная врачебная и лекарственная помощь оказывается в мед. учреждениях, которые внесены в реестр Территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Полный список этих организаций со ссылкой на электронный ресурс можно увидеть здесь.

Как образуются финансовые средства ОМС?

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей;
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц;
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медстрахования;
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
  • за счёт пеней и штрафов;
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Принципы расходования

Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:

  • затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
  • расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:

  • оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
  • затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
  • стоимость амортизации технических приборов и др. оборудования, используемых в процессе оказания мед. помощи;
  • учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.

Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:

  • выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
  • выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.

Также денежные ресурсы затрачиваются на проведение лабораторных опытов и исследований с целью усовершенствования схемы оказания медицинской помощи населению РФ. Помимо этого, территориальные фонды финансируют некоторые прочие услуги для поддержания медучреждения в надлежащем состоянии, например, оплата благоустройства территории больницы осуществляется за счёт средств ОМС.

Нецелевые траты за счет средств ОМС и их виды

В ст.5 ФЗ № 326 указано, что средства обязательного страхования не могут покрывать все статьи расходов медицинских организаций. Они распределяются, чтобы обеспечить только вышеприведенные потребности. За нецелевые траты бюджетных средств, отведенных на медицинское страхование граждан, предусмотрена административная ответственность. Тем не менее судебная практика показывает, что прецеденты растраты государственных денег не по назначению – это далеко не редкость. Рассмотрим некоторые случаи.

Читать еще:  10 умных товаров с алиэкспресс — народный рейтинг

Превышение лимита на покупку медтехники

Нельзя превышать установленный законом лимит при покупке оборудования для больниц. Это явное нарушение закона, так как граничная сумма в 100 тыс. руб., которую можно потратить с целью приобретения техники, фигурирует в ФЗ № 326.

Пример: больница приобрела аппаратуру на сумму более, чем 100 тыс. руб. за бюджетные деньги, выделяемые ТФОМС. Персонал отстаивал свою точку зрения, ссылаясь на то, что не считает это нецелевой тратой. Тем не менее суд вынес вердикт не в пользу больницы. В результате мед. учреждение вернуло всю сумму, затраченную на покупку оборудования и дополнительно выплатило штраф в размере 10% от этой суммы.

Премирование медработников из фондов ОМС

Любые денежные поощрения сотрудников бюджетного учреждения здравоохранения за счёт средств ОМС запрещены. Это касается выплаты:

  • переработок – за сверхурочные рабочие часы в будни и за выход на работу в выходные и праздничные дни;
  • надбавок за трудовой стаж и выслугу лет;
  • средней заработной платы при увольнении медработника;
  • мотивационных денежных средств сотрудникам, которые не имеют соответствующего образования.

В каждом регионе установлены свои правила расходования средств ОМС, поэтому нужно ознакомиться с постановлениями и приказами местных властей. В Трудовом кодексе говорится о том, что ТФОМС может быть источником оплаты трудовой деятельности в соответствии с установленным порядком.

Траты на съем и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления

Часть государственного бюджета, предназначенная для обеспечения денежной помощи за счёт средств ОМС, не предусматривает удовлетворение потребностей медперсонала в материальных благах. Из этих средств запрещено оплачивать аренду квартир и погашать обязательные взносы плательщика в госбюджет.

Ремонт жилых домов, в которых проживает медперсонал, тоже не может производится за счёт денежных ресурсов ОМС. Это касается и капитального ремонта самой больницы. Для того чтобы получить деньги на такой вид работ, необходимо просить их из госбюджета, так как это отдельная статья. Из источников страхования выплачиваются лишь взносы на содержание медучреждения.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди прочих нецелевых трат можно выделить:

  • погашение штрафов и пеней;
  • приобретение предметов мебели;
  • оплата дороги работникам и пациентам;
  • траты на питание медработников и больных;
  • покупка оборудования для стирки белья;
  • оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.

Заключение

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.

Ждем ваши вопросы и лайки статьи.

Каждый рубль из средств ОМС, потраченный не по целевому назначению, обошелся бюджетному учреждению здравоохранения дополнительно в 46 копеек

Территориальный фонд ОМС в 2015 году проверил районную больницу по использованию средств ОМ С, полученных за период с 2012 по 2014 год и установил их нецелевое использование в размере 1 559 091,12 руб.

  • проведение четырёх незаконченных случаев первого этапа диспансеризации определенных групп взрослого населения в период с 2013 по 2014 год (нецелевое использование на сумму 7 147,10 руб.);
  • проведение четырнадцати незаконченных случаев диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью в период с 2013 по 2014 год (нецелевое использование на сумму 45 926,10 руб.);
  • приобретение аллергена туберкулезного в период с 2012 по 2014 год (нецелевое использование на сумму 551 403,52 руб.);
  • оплата обучения в клинической ординатуре по профпатологии медицинского работника больницы (нецелевое использование на сумму 61 517,86 руб.);
  • оплата проектных работ и проверки проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта помещений больницы (нецелевое использование на сумму 98 240 руб.);
  • оплата страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств автомобилей скорой помощи (нецелевое использование на сумму 6 734 руб.);
  • приобретение мешков для перевозки трупов (нецелевое использование на сумму 4 798,42 руб.); приобретение расходных материалов для зубопротезирования (нецелевое использование на сумму 7 150 руб.);
  • ремонт и поверка анализатора алкоголя АКПЭ-01 «Мета» № 546 (нецелевое использование на сумму 8 530 руб.);
  • приобретение бланков протокола медицинского освидетельствования на факт алкогольного опьянения (нецелевое использование на сумму 540 руб.);
  • приобретение бланков рабочего журнала кабинета экспертизы опьянения (нецелевое использование на сумму 420 руб.);
  • приобретение бланков актов медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (нецелевое использование на сумму 530 руб.);
  • оплата обучения медицинского работника по циклу «Профессиональная патология и организация проведения медицинских осмотров работников, занятых во вредных условиях труда» (нецелевое использование на сумму 66 000 руб.);
  • приобретение бланков корешков медицинского свидетельства о смерти и карты обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью (нецелевое использование на сумму 378 руб.);
  • приобретение бланков типовых договоров на предоставление платных медицинских услуг ( нецелевое использование на сумму 4 970 руб.);
  • приобретение бланков извещения о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза (нецелевое использование на сумму 225 руб.);
  • приобретение бланка справки фтизиатра (нецелевое использование на сумму 30 руб.);
  • оплата обучения медицинского работника больницы по циклу «Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии» (нецелевое использование на сумму 5 400 руб.);
  • направление средств ОМС на возмещение командировочных расходов: по найму жилого помещения и суточных расходов медицинскому работнику, направленному на обучение по теме «Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии» (нецелевое использование на сумму 7 900 руб.);
  • направление средств ОМС на возмещение расходов по проезду к месту учебы, по найму жилого помещения и суточных расходов медицинскому работнику, направленному на обучение в клинической ординатуре по профпатологии медицинского работника больницы (нецелевое использование на сумму 54 710 руб.);
  • выплата заработной платы с учетом начислений за счет средств ОМС начальнику по ГО и MP; (нецелевое использование на сумму 626 541,12 руб.).

Нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования имело место в каждом году

По результатам проверки установлено, что районной больницей допущено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 559 091,12 руб., в том числе за 2012 год – 115 142,42 руб., за 2013 год – 304 630,47 руб., за 2014 год – 1 139 318,23 рублей.

ТФОМС было предъявлено районной больнице требование — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта проверки восстановить денежные средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 559 091,12 руб., а также уплатить в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ штраф в сумме 155 909,11 руб.

Районная больница в конце 2015 года требования удовлетворила частично на сумму 559 091,12 руб. В середине 2018 года ТФОМС направил требование больнице о восстановлении остальных денежных средств – 1 000 000 рублей и выплаты штрафа.

Обращение в суд

Поскольку медицинская организация денежные средства не перечислила, то ТФОМС 9 января 2019 года обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к районной больнице о взыскании 1 459 995,36 руб., из которых 1 000 000 руб. — средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, 155 909,11 руб. — штраф, 304 086,25 руб. — пеня за период с 28.08.2015 по 29.06.2018.

2 апреля 2019 года арбитражным судом было вынесено решение о полном удовлетворении исковых требований.

Вывод

Каждый рубль из средств ОМС, потраченный не по целевому назначению, обошелся бюджетному учреждению здравоохранения дополнительно в 46 копеек.

Нецелевое использование средств ОМС

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению. Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций. Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Суть понятия нецелевого расходования субсидий ОМС

По закону государственные медицинские компании используют фонд ОМС на оказание помощи и приобретение лекарственных препаратов только в том объеме и условиях, которые установлены базовой или территориальной программой по Федеральному закону. В состав программы входят расходы:

  • На приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, пищевой продукции;
  • На платежи за лабораторные и инструментальные исследования, которые требуется произвести другим учреждением по причине отсутствия у основной компании лицензии, диагностического оборудования;
  • На организацию питания, если это не предусмотрено или невозможно осуществить на территории больницы;
  • На платежи за услуги связи, предоставление транспорта, работы и услуги по содержанию здания, аренду за пользование помещениями; платежи за программное обеспечение, услуги ЖКХ;
  • На социальные гарантии медицинских работников согласно законодательству;
  • На покупку медицинского инвентаря на сумму до 100 тыс. рублей включительно за каждый вид оборудования;
  • На платежи медицинской организации за оказание врачебной помощи;
  • Ряда затрат, необходимых для общей организации медицинской деятельности учреждения.

Для каждого указанного пункта перечня услуг программы предусмотрен тариф. Траты средств свыше тарифа считаются нецелевым расходованием либо превышением установленного лимита. Нередко нецелевые траты фонда ОМС происходят из-за неверной трактовки закона руководством учреждения. Средства могут быть израсходованы с нарушениями, если не соблюдены условия не только ФЗ, но и местных нормативных актов, локальных положений государственной компании.

Читать еще:  Морская соль от прыщей: 3 способа применения вещества

Как выявляется нецелевое использование средств ОМС?

В каждом регионе есть Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). К функционалу фонда относится предъявление требований к медицинскому учреждению относительно возврата денежных средств в бюджет ТФОМС, которые компания потратила по нецелевому назначению. То есть поиск, обнаружение нецелевого расходования денежных средств является исключительным правом Территориального фонда. Регулярно проводятся проверки в тех организациях, которые осуществляют медицинскую деятельность. Речь идет об учреждениях, включенных в реестр компаний, которые работают в сфере обязательного медицинского страхования. Выявление нецелевого использования — это главная задача каждой контрольной ревизии со стороны ТФОМС.

Какие меры предпринимаются после выявления нарушений?

Одна из важнейших задач проведения контрольных мероприятий — устранение выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами государственной собственности, а также наказание виновных и возмещение ущерба государству. Если представителями территориального органа установлены нарушения, в заключительной части акта проверки указываются:

  • Сведения о суммах нецелевого расхода;
  • Направления, куда они были потрачены учреждением;
  • Требование о возврате затраченной суммы в бюджет ТФОМС;
  • Информация о размере штрафа и пени.

Согласно ст. 39 части 9 ФЗ от 29.10.2010 г. штраф за нарушение устанавливается в размере 10% от суммы нецелевого расходования и пени от 0,01 актуальной на момент ревизии ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уплата штрафа производится медицинским учреждением в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Если территориальный орган ОМС выявит серьезные факты нарушения в распоряжении средств, которые будут требовать безотлагательного принятия мер по устранению, представитель проверяющей организации вправе передать информацию в судебные инстанции. По решению суда виновные сотрудники будут привлечены к ответственности и на них будет возложена обязанность по возмещению средств нецелевого использования.

Каковы примеры нецелевого использования средств медицинскими организациями и споров между уполномоченными органами?

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств. Судебная практика показывает, что не всегда суд согласен с требованиями ТФОМС. Происходят разные ситуации, когда мера пресечения применяется частично в связи с тем, что судья делает иные выводы.

Примеры судебных решений по нецелевому использованию средств медучреждением

Городская поликлиника №23 г. Москвы приобрела медицинский инвентарь стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу товара. Суд решением № 305-КГ15-17571 от 22 января 2016 г. постановил, что данный факт не может считаться нецелевым расходом, а имеет место лишь превышение лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.

По итогам проверки было установлено, что городская больница г. Медногорска не имеет лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи, но денежные средства ОМС на это были получены. В процессе разбирательства суд установил, что отсутствие лицензии было связано с проведением реорганизации в учреждении. Суд решением № Ф09-8098/16 от 12 августа 2016 г. постановил, что отказ больницы в оказании помощи противоречил бы ст. 41 Конституции РФ и ст. ст. 4-7, 10, 11 Закона № 323-ФЗ. Поскольку после реорганизации лицензия была вновь получена, суд не признал, что расход средств является нецелевым.

Поликлиника №1 г. Усть-Илимска воспользовалась средствами ОМС для оплаты услуг по замене окон, оплаты сметной документации для проведения капремонта. В рамках государственного контракта были выполнены работы, не соответствующие представленной заказчиком для проведения открытого аукциона проектно-сметной документации и техническому заданию. Арбитражный суд Иркутской области признал факт нецелевого расходования средств решением № А19-690/2015 и обязал медорганизацию вернуть 220 460 рублей, а также уплатить штраф в размере 22 046 рублей.

В ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом обязательного медицинского страхования может быть установлено, что медицинским учреждением осуществлены расходы, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующие годы. Во избежание спорных ситуаций относительно статей расходов средств ФОМС рекомендуется всегда обращаться за консультацией к юристу в сфере медицинского страхования.

Заключение

За нецелевое расходование финансов, выделяемых Фондом ОМС, учреждения несут особую ответственность в виде санкций и штрафов. Такая ответственность применяется только после доказательства факта нецелевого использования финансирования путем проведения контрольных проверок медицинского учреждения.

Расходование средств омс: целевой и нецелевое

О.А. Пономарева,
начальник отдела кадров

Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на зарплату с начислениями и прочие выплаты (п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном страховании в Российской Федерации»; далее — Закон № 326-ФЗ). Споры о том, какие выплаты возможны за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), нередко доходят до Верховного Суда РФ. Последнее Определение ВС РФ от 13.12.2017 № 306-КГ17-18140 (далее — Определение № 306-КГ17-18140) вынесено не в пользу учреждения, но есть и другие примеры.

Общий принцип

Как правило, оплата за счет средств ОМС расходов будет квалифицирована проверяющими в качестве нецелевого использования указанных средств, если такие выплаты не входят в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы бесплатного оказания населению медпомощи (далее — Территориальная программа).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи :

рассчитаны на основании методики, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС;
включают в себя статьи затрат, установленные Территориальной программой.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС представлена в Правилах ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее — Правила № 158н). Так, согласно пункту 158 Правил № 158н в расчет тарифов наряду с затратами учреждения, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления, включены затраты , которые являются:

необходимыми для обеспечения деятельности учреждения в целом;
не потребляемыми в непосредственном процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

К таким затратам отнесены в том числе затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи или медицинской услуги (пункты 158.2, 158.3 Правил № 158н).
Далее необходимо анализировать региональные нормативные акты, например, Тарифное соглашение в сфере ОМС на территории конкретного региона. Чаще всего расчет тарифов в части расходов на заработную плату производят исходя из размеров и условий оплаты труда, которые в свои очередь обычно установлены законодательными актами региона для работников бюджетной сферы здравоохранения.
Несмотря на то что расчет дополнительной заработной платы предусматривает выплаты стимулирующего и компенсационного характера, существуют ограничения. Как правило, региональное Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения:

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Целевое и нецелевое расходование средств ОМС

Система ОМС создана для обеспечения граждан РФ бесплатным медицинским обслуживанием.

Страховщики, уполномоченные осуществлять страхование в данной сфере, получают деньги из ФОМС в тех объёмах, что предусмотрены федеральной или региональной программой. Расходование этих средств строго контролируется.

  1. Как образуются финансовые средства ОМС?
  2. Принципы расходования средств ОМС
  3. Нецелевые траты за счёт средств ОМС и их виды
  4. Премирование медработников из фонда ОМС
  5. Превышение лимита на покупку медтехники
  6. Траты на съём и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления
  7. Оплата других непредусмотренных тарифом нужд
  8. Выявление нецелевого расходования средств ОМС
  9. Санкции за нецелевое использование средств ОМС

Как образуются финансовые средства ОМС?

Для реализации прав граждан РФ на получение медицинской помощи на бесплатной основе созданы федеральный и территориальные фонды ОМС.

Порядок формирования бюджета и его распределения закреплён в ФЗ № 326 от 29.11.2010 года.

Застрахованный гражданин может рассчитывать на следующую медицинскую помощь:

  • высокотехнологическую;
  • специализированную;
  • скорую;
  • неотложную.

Стоит отметить, что регионы могут расширить перечень бесплатных услуг.

Медицинская помощь в рамках территориальной или федеральной программы оказывается за счёт средств ОМС. Они формируются при поступлении страховых взносов в ФОМС, с помощью бюджета регионов и федерального фонда, начисленных штрафов и пени, недоимок по налоговым платежам.

Обязанность оплачивать сборы на медицину имеется у всего работающего населения страны.

Работодатели вносят обязательные платежи за каждого сотрудника, с которым подписан трудовой либо гражданско-правовой договор, а лица, занятые частной практикой, ИП и самозанятые граждане переводят соответствующий сбор за себя.

Величина страхового взноса зависит от статуса плательщика. В большинстве случаев ставка составляет 5,1% от получаемого дохода. Работодатели платят соответствующий сбор за сотрудников ежемесячно, формируя платёжное поручение с корректным КБК. ИП и самозанятые граждане вносят фиксированный платёж, размер которого в 2019 году составляет 6 884 рубля.

При этом некоторые категории плательщиков вправе рассчитывать на льготы. В таком случае ставка может быть понижена до 0%.

Согласно статистике ФФОМС в 2018 году на одного застрахованного гражданина поступило страховых сборов на сумму 12 722 рубля, что на 9,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Доход бюджетов территориальных фондов был сформирован в размере 2067,6 млрд. рублей.

Принципы расходования средств ОМС

Деньги, выделяемые фондом в пользу страховых компаний, должны использоваться исключительно по целевому назначению.

Нарушение законодательства может быть обнаружено в ходе проверки, проводимой ТФОМС или федеральным фондом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 целевым расходованием средств ОМС признаётся:

  • выплата зарплаты сотрудникам, имеющим специальный сертификат специалиста;
  • покупка мягкого инвентаря, химикатов, реактивов, расходных материалов, лекарств, продуктов питания и других запасов, предназначенных для застрахованных пациентов;
  • оплата коммунальных и транспортных услуг;
  • проведение инструментальных или лабораторных исследований в иных учреждениях, если отсутствует необходимое оборудование;
  • оплата услуг связи;
  • покупка оборудования, инвентаря хозяйственного или производственного назначения, стоимость которого не превышает 100 000 рублей;
  • организация питания (при его отсутствии в учреждении);
  • реализация социального обеспечения медицинского персонала;
  • оплата работ по содержанию имущества, необходимого для эксплуатации медучреждением, и арендной платы за его пользование;
  • оплата программного обеспечения и сопутствующих услуг.

Некоторые категории застрахованных граждан могут рассчитывать на бесплатную выдачу медикаментов. Речь идёт о лицах, у которых было выявлено серьёзное заболевание, создающее опасность для жизни. Государство и региональные власти гарантируют предоставление лекарств, включённых в список жизненно необходимых.

Для уточнения диагноза и оказания медицинской помощи пациенту клиника осуществляет лабораторные анализы и исследования.

Застрахованные граждане не оплачивают деньги за услуги, предоставляемые в рамках полиса, потому как средства выделяются из бюджета.

Чтобы гарантировать целевое распределение средств ОМС медицинскими организациями, региональные ФОМС разрабатывают проект бюджета на один год. Тарифы формируются в специальном тарифном соглашении, к которому периодически могут выноситься дополнения.

Нецелевые траты за счёт средств ОМС и их виды

Целевое использование бюджета проверяется территориальным ФОМС.

В случае обнаружения нарушения медицинское учреждение должно уведомить об этом фонд и принять меры по исправлению ситуации. В противном случае будут применены штрафные санкции.

Средства ОМС предназначены только для реализации системы обязательного медицинского страхования. С их помощью нельзя оплатить услуги, не входящие в рамки федеральной или территориальной программы. В противном случае речь идёт о нецелевом использовании бюджета.

Ниже перечислены некоторые виды нарушений, совершаемых медицинскими учреждениями.

Читать еще:  Основные моменты про поддельный полис осаго: что делать, как проверить и как себя вести при дтп

Премирование медработников из фонда ОМС

Тариф на оплату медпомощи в рамках страхования включает в себя затраты на выплату зарплаты сотрудникам медицинских учреждений, а также начислений на оплату труда (речь идёт о страховых взносах в различные фонды).

При этом денежные поощрения, предоставляемые в пользу персонала, не могут осуществляться за счёт средств ОМС.

Таким образом, к нецелевому распределению бюджета ФОМС можно отнести премирование медработников, предоставление надбавок за трудовой стаж или выслугу лет, выплат при увольнении работника либо за переработку (в выходные/праздничные дни, сверх нормы в рабочее время по графику).

Оказанием медицинских услуг может заниматься исключительно специалист, имеющий соответствующее образование. Выплата зарплаты лицу без специального сертификата из средств ОМС недопустима.

Региональные фонды могут регулировать порядок использования бюджета. Чтобы ознакомиться с правилами его распределения, обратитесь в ТФОМС или посетите его официальный сайт.

Превышение лимита на покупку медтехники

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 медицинское учреждение может приобрести инвентарь и специальное оборудование хозяйственного либо производственного назначения за средства ОМС, если стоимость каждого объекта составляет менее 100 000 рублей.

Если установленный законом лимит был превышен, учреждение будет вынуждено вернуть потраченные деньги в бюджет и оплатить штраф, назначенный фондом.

Траты на съём и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления

Средства фонда могут быть потрачены на содержание объектов недвижимости, закреплённых за лечебным учреждением и эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи.

Речь идёт не только об оплате услуг по содержанию имущества, но и расходах на аренду.

При этом учреждение не может потратить ресурсы ОМС на съём жилья для своего персонала, а также на осуществление ремонта в помещении и оплату обязательных отчислений (налога на имущество, сбора на капитальный ремонт). Данные расходы относятся к нецелевому распределению бюджета.

Кроме этого, нельзя использовать ресурсы фонда для осуществления капитального ремонта медучреждения. С этой целью стоит отдельно запросить деньги из государственного бюджета.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди иных нарушений можно выделить:

  • оплату неустойки по долгу, имеющемуся у больницы;
  • некорректное распределение финансирования накладных и общехозяйственных расходов;
  • осуществление ремонта имущества, не состоящего на балансе медучреждения;
  • произведение доплат за совмещение должностей;
  • проведение анализов и исследований, а также оплату лекарственных средств для незастрахованных лиц или граждан, проходящих лечение на платной основе;
  • оплату тренинга по психокоррекции для сотрудников.

Чтобы убедиться, что вы корректно используете ресурсы фонда, ознакомьтесь с правилами их реализации на официальном сайте или в территориальном отделении.

Выявление нецелевого расходования средств ОМС

Как указывалось выше, проверка целей использования бюджета осуществляется территориальным фондом.

При обнаружении любого нарушения к учреждению применяются штрафные санкции. Если сотрудники самостоятельно выявили нецелевое расходование, им стоит письменно уведомить об этом ФОМС.

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

При выявлении нарушения медицинское учреждение обязуется вернуть всю сумму, потраченную с несоблюдением положений ФЗ № 326.

Кроме этого, потребуется заплатить штраф величиной 10% от нецелевой суммы и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждые сутки неисполнения обязательства.

Штрафные санкции регулируются пунктом 9 статьи 39 ФЗ. При выявлении нарушения фонд составляет соответствующий акт, в котором указывает сведения о нецелевом применении бюджета, размер долга, сроки для возвращения денег.

Медучреждение должно вернуть обозначенную сумму в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

При отказе от возвращения денег фонд вправе обратиться в судебную инстанцию, чтобы взыскать средства в принудительном порядке.

Расходование средств ОМС, целевое и нецелевое использование

Автор: · Опубликовано · Обновлено

Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Такая услуга, очень важная для всех нас, финансируется из фондов обязательного медицинского страхования за счёт госбюджета. Грамотное расходование материальных ресурсов на средства ОМС с целью обеспечения работы медучреждений регламентируется законодательством, также как и наказание за их нецелевое использование.

Что такое ОМС

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина. Основные положения программы в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется Федеральным Законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) от 29.11.2010 г.

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски. Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации. В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Как формируются финансовые средства ОМС

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей;
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц;
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
  • за счёт пеней и штрафов;
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Принципы расходования средств ОМС

Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:

  • затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
  • расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:

  • оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
  • затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
  • стоимость амортизации технических приборов и другого оборудования, используемых в процессе оказания медицинской помощи;
  • учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.

Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:

  • выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
  • выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.

Также денежные ресурсы затрачиваются на проведение лабораторных опытов и исследований с целью усовершенствования схемы оказания медицинской помощи населению РФ. Помимо этого, территориальные фонды финансируют некоторые прочие услуги для поддержания медучреждения в надлежащем состоянии. Например, оплата работ по благоустройству территории больницы осуществляется за счёт средств ОМС.

Нецелевые траты средств ОМС и их виды

В ст.5 ФЗ № 326 указано, что средства обязательного страхования не могут покрывать все статьи расходов медицинских организаций. Они распределяются, чтобы обеспечить только вышеприведенные потребности. За нецелевые траты бюджетных средств, отведенных на медицинское страхование граждан, предусмотрена административная ответственность.

Тем не менее судебная практика показывает, что прецеденты растраты государственных денег не по назначению – это далеко не редкость. Рассмотрим некоторые случаи.

Превышение лимита на покупку медтехники

Нельзя превышать установленный законом лимит при покупке оборудования для медучреждения. Это явное нарушение закона, так как граничная сумма в 100 тыс. руб., которую можно потратить с целью приобретения техники, фигурирует в ФЗ № 326.

Пример: больница приобрела аппаратуру на сумму более, чем 100 тыс. руб. за бюджетные деньги, выделяемые ТФОМС. Персонал отстаивал свою точку зрения, ссылаясь на то, что не считает это нецелевой тратой. Тем не менее суд вынес вердикт не в пользу больницы. В результате медучреждение вернуло всю сумму, затраченную на покупку оборудования и дополнительно выплатило штраф в размере 10% от этой суммы.

Премирование медработников из фондов ОМС

Любые денежные поощрения сотрудников бюджетного учреждения здравоохранения за счёт средств ОМС запрещены. Это касается следующих выплат:

  • переработок – за сверхурочные рабочие часы в будни и за выход на работу в выходные и праздничные дни;
  • надбавок за трудовой стаж и выслугу лет;
  • средней заработной платы при увольнении медработника;
  • мотивационных денежных средств сотрудникам, которые не имеют соответствующего образования.

Траты на съем и ремонт жилья для сотрудников

Часть государственного бюджета, предназначенная для обеспечения денежной помощи за счёт средств ОМС, не предусматривает удовлетворение потребностей медперсонала в материальных благах. Из этих средств запрещено оплачивать аренду квартир и погашать обязательные взносы плательщика в госбюджет.

Ремонт жилых домов, в которых проживает медперсонал, тоже не может производится за счёт денежных ресурсов ОМС. Это касается и капитального ремонта самой больницы. Для того чтобы получить деньги на такой вид работ, необходимо просить их из госбюджета, так как это отдельная статья. Из источников страхования выплачиваются лишь взносы на содержание медучреждения.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди прочих нецелевых трат можно выделить:

  • погашение штрафов и пеней;
  • приобретение предметов мебели;
  • оплата дороги работникам и пациентам;
  • траты на питание медработников и больных;
  • покупка оборудования для стирки белья;
  • оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.

Наказание за нецелевое использование средств ОМС

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.

Заключение

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector