Td-te.ru

Дом и Быт — Журнал TD-TE.Ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт по ОСАГО

Ремонт по ОСАГО. Инструкция по правильному оформлению и производству ремонта, спорные вопросы со страховой.

С конца апреля 2017 года вступили в силу изменения в сфере страхования ответственности автомобилистов. Особо важные нововведения коснулись порядка возмещения ущерба. Теперь водители, купившие полиса после 28 апреля, не смогут получать денежные выплаты. На договоры, заключенные до указанной даты изменения не распространяются. И при их участии в ДТП будут применяться старые правила.

○ Право выбора ремонта или выплаты.

Законом установлено право водителя, невиновного в ДТП, выбирать вид страхового возмещения.

П. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО:

  • «. страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству, может осуществляться по выбору потерпевшего: путем организации и оплаты восстановительного ремонта; путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.»

Относительно легкового транспорта граждан России, который зарегистрирован в стране, действует за некоторыми исключениями иное условие:

Ст. 15.3 Закона об ОСАГО:

  • «. страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).»

Пока за большинством водителей сохраняется возможность выбора, следует понять, какой именно вариант возмещения выгоден автомобилисту, а не страховой компании. Введение ремонта как варианта возмещения сделано с большим заделом на будущее. Процесс реформирования этой сферы еще не завершен, поэтому говорить о каких-то серьезных преимуществах пока не приходится. К очевидным плюсам ремонта на СТО страховой компании можно отнести:

  • Избавление от самостоятельного поиска сервиса.
  • Не нужно выторговывать у страховой дополнительные рубли (нередко даже в суде).
  • После ремонта предоставляются все гарантии качества.

Между тем, пока этот процесс полностью не отлажен, соглашаться на такой вариант можно, если требуется незначительный ремонт. К примеру, если затронут только кузов, или внешние элементы, а в списке СТО, предлагаемых страховщиком, есть достойные представители своей профессии. В остальных случаях ремонт может обернуться еще большими проблемами.

○ Изменения в 2017 году:

Основное нововведение заключается в том, что денежная компенсация заменена ремонтом. В некоторых случаях все же будет выплачиваться компенсация, но таких немного.

✔ Правила для договоров ОСАГО до 28.04.2017.

До введения изменений возможность выбора типа возмещения (деньги или ремонт) сохранялась за всеми автомобилистами, попавшими в ДТП и невиновными в произошедшем.

✔ Правила для договоров ОСАГО после 28.04.2017.

Установлено, что выбирать страховое возмещение могут все, кроме граждан России, имеющих легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ.

Нововведения не затрагивают тех, кто купил полис до 28 апреля 2017 года. Поэтому если они по старому полису попадают в ДТП, то также смогут выбрать вид возмещения.

✔ Когда страховая обязана выдать денежную выплату по новому закону.

Выплата будет произведена в случаях:

  • Полной гибели автомобиля.
  • Смерти пострадавшего.
  • Причинения пострадавшему вреда, тяжкого или средней тяжести.
  • Если пострадавший является инвалидом.
  • Если ни одна из СТО не имеет оборудования, необходимого для выполнения ремонтных работ.
  • Если страховщик не может организовать проведение ремонта.
  • При наличии письменной договоренности со страховой компанией.

Во всех перечисленных ситуациях ремонт автомобиля невозможен: страховая компания должна выплатить автовладельцу денежные средства.

✔ Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте.

Расходы на запасные части высчитываются в соответствии с уровнем износа. Он определяется экспертами при осуществлении осмотра автомобиля и подготовке заключения. Максимальный уровень износа определен в 50%.

✔ Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО.

После вступления в силу новых правил перед покупкой полиса рекомендуется изучать перечень сервисов, с которыми работают разные страховые компании. Они есть на сайтах страховщиков.

Также следует обратить внимание на качество выполняемых работ, отзывы, популярность этих сервисов у автомобилистов.

Только после выбора потенциальной СТО для возможного ремонта можно заключать договор страхования.

○ Как оформить ремонт по ОСАГО.

При возникновении страхового случая в течение 5 дней нужно представить в страховую компанию следующие документы:

  1. Извещение о ДТП.
  2. Справку о ДТП.
  3. Постановление, определяющее виновника.

Страховщик принимает заявление водителя, рассматривает его и признает случай страховым. Оценщик проводит осмотр автомобиля и определяет стоимость ремонта.

После этого автовладелец решает, какая СТО будет заниматься ремонтом, а страховая готовит соглашение. В нем указываются сроки выполнения работ, перечень действий и стоимость. Соглашение подписывается всеми: страховой, владельцем авто и СТО.

Далее автомобилисту выдают направление на ремонт, который должен быть произведен в определенные сроки. Далее следуют непосредственно ремонтные работы. Однако владелец автомобиля не может контролировать рабочих СТО, все вопросы решаются через страховую.

○ Кто производит ремонт?

Страховая компания должна опубликовать на своем официальном сайте полный перечень автосервисов, с которыми у нее заключен договоры. Помимо наименований и адресов указываются такие данные:

  • Марки и года выпуска автомобилей, которые обслуживаются на каждой СТО.
  • Сроки выполнения ремонта (примерные).
  • Подтверждение соответствия СТО требованиям к организации и проведению ремонта.

При обращении с заявлением о страховом случае страховая компания также должна предоставить автомобилисту полный список организаций, проводящих ремонт.

Помимо этих СТО, автомобилист может отремонтировать свой автомобиль:

  1. У официального дилера, который сотрудничает со страховой компанией.
  2. На сервисе, принадлежащем страховой (не все страховые компании имеют подобные сервисы).
  3. В СТО, выбранной самостоятельно (этот вариант практически невозможен, поскольку требует наличия соглашения со страховщиком).

Таким образом, выбор СТО, которая будет производить ремонт автомобиля, остается за автомобилистом.

○ Сроки ремонта по ОСАГО.

Срок ремонта указывается в направлении, которое должно быть выдано в течение 20 дней. При нарушении этого срока автомобилист может требовать от страховой компании выплаты пени в размере 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день допущенной просрочки. При этом пеня не должна превышать эту сумму. Чтобы получить пеню, нужно написать заявление, в которое включить расчет, и приложить к нему реквизиты счета для перевода средств.

Сам же срок ремонта зависит от состояния автомобиля и перечня работ, которые нужно произвести. В сложных случаях, когда автомобиль сильно поврежден или поставка запчастей занимает много времени, он может длиться больше месяца.

Ускорить эти сроки можно не всегда. К примеру, если требуются запасные части, то владелец авто может достать их самостоятельно, но для этого нужно письменное соглашение со страховой.

○ Что делать, если сумма не покрыла ремонт.

Определено, что при причинении вреда жизни или здоровью производится выплата в размере 500 тыс. руб., если пострадало имущество – на 100 тыс. руб. меньше (400 тыс. руб.). Если этой суммы недостаточно для выполнения ремонтных работ, то разница покрывается самим водителем.

Впоследствии он может потребовать возмещения убытков с виновника ДТП. Но этот вопрос, скорее всего, будет уже решаться судом.

Другой способ: не соглашаться со страховой и заказать другое исследование. Если страховая не изменила стоимость ремонта, то нужно направлять ей претензию. И, возможно, готовить исковое заявление. В любом случае спешить с ремонтом автомобиля не следует.

○ Советы юриста:

✔ Когда можно не подписывать акт приема-сдачи.

Перед тем, как забрать автомобиль из сервиса, его нужно протестировать: проверить работу замененных механизмов, оценить покраску. Если обнаружатся какие-то недочеты или погрешности, то акт подписывать не нужно. Подписание акта означает согласие с качеством выполненных работ, получить впоследствии компенсацию будет затруднительно.

✔ Ремонт произведен некачественно.

Если автовладелец недоволен качеством ремонта: работы произведены халатно, вскрылись недостатки, или имеются какие-то другие замечания к работе сервиса, то он вправе потребовать компенсацию.

В случае отказа рекомендуется переносить этот вопрос на рассмотрение в суд.

Ремонт вместо денег, или подводные камни нововведений по ОСАГО. Рассказывает сюжет выпуска новостей на канале НТС.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Ремонт автомобиля по ОСАГО

Что учитывать при выборе компании

Обилие сервисов по ремонту и обслуживанию автотранспорта облегчает работу. Однако выбрать хорошую СТО далеко не просто. Существует несколько главных аспектов, на которые следует обратить внимание при выборе станции технического осмотра.

  • Внешний вид работников. Как бы это ни было странным, но это очень важно. Каким бы первоклассным ни был специалист ремонтной компании, его внешность говорит о многом. Например, о том, что этот человек элементарно может испачкать салон. Приветливый, опрятный, без посторонних «ароматов» персонал – свидетельство высокого качества обслуживания. Такое предприятие заслуживает уважения.
  • Профессионализм. Сотрудник, который берётся за выполнение той или иной работы, должен понимать, что от него требуется, как действовать и как избежать дополнительных поломок. Не стоит идти на поводу стереотипов о том, что работники автосервиса должны только вкручивать и выкручивать болты. Абсолютно все сотрудники СТО должны быть грамотны и хорошо разбираться в любом, касающемся их сферы деятельности вопросе. Неопытный дилетант может нанести ещё больше вреда автомобильной технике, а это может затянуть ремонт.
  • Порядочность. Часто бывает так, что специалисты ремонтной службы, помимо основной поломки, пытаются убедить автовладельца в неисправности других деталей. Недобросовестное отношение работников СТО может обойтись в копеечку.

Это ещё не весь список пунктов, по которым можно определить неплохую автомастерскую. Ведь от этого зависит состояние автомобиля.

Список документов

Перечень необходимой документации:

  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии
  • Заявление о возмещении страхового ущерба
  • Все документы от ГИБДД об административном нарушении и ДТП

Все эти бумаги следует отнести в страховую компанию. А затем получить направление на произведение ремонта по ОСАГО. Страховщики оперативно реагируют на такие сигналы, так как мало кто обращается с просьбой выполнить ремонт авто за счёт компании. Но всегда надо помнить, что андеррайтер, как и пострадавшая сторона, будет стараться избегать убытков.

Как получить направление

Страховщики принимают практически все заявления потерпевших автовладельцев. Это объясняется некоторой прибылью для них самих. Например, хозяин машины обращается в страховую с просьбой произвести ремонт за их счёт в качестве компенсации. Больше потерпевшая сторона не вмешивается в процесс восстановительных работ. Зачастую страховщик пользуется услугами недорогих СТО. А оставшиеся средства оставляет себе, но автомобилист не будет этого знать.

Или бывают случаи, когда СК навязывает потерпевшему лицу направление на ремонт. Да и работники СТО могут выявить другие повреждения, которые не были замечены независимыми экспертами. Человеческий фактор имеет место быть и его не стоит списывать со счетов. Важно сложить все за и против и принять оптимальное решение. Но если в автомобиле будет обнаружен умышленный вред, тогда СК и станция технического осмотра вправе отказать недобросовестному владельцу.

Расчёт стоимости ремонта авто по ОСАГО производится по определённым установленным правилам. Независимая экспертиза проводит диагностику повреждений и передаёт эстафету специалистам СТО. От потерпевшей стороны требуется справки о ДТП, заявление в страховую компанию и выбор возмещения ущерба. Качество выполненного ремонта автомобиля во многом зависит от самого хозяина.

Видео: В каких формах возможно получить страховое возмещение?

Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни

Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.

До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.

Как работали старые правила?

До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:

  • Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
  • Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.
Читать еще:  Выплаты при рождении второго ребенка в 2020 году: виды и размеры положенных пособий, материнский капитал

Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.

С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.

Изменения в законе об ОСАГО

​С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:

  • Автовладелец попадает в ДТП.
  • Машина потерпевшего направляется на СТО.
  • Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.

Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.

Главные особенности нового закона

  1. Кто производит выплаты?

В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.

  1. Как производится расчет выплат?

Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.

Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.

  1. Какие сроки ремонта установлены законом?

Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.

На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.

  1. Дается ли гарантия?

Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.

  1. Куда направляется машина для ремонта?

Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.

Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.

  1. Как поступить, если авто на гарантии?

По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.

Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.

  1. Как определиться с СТО?

При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).

В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.

  1. Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?

Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.

  1. Когда можно получить денежную компенсацию?

Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:

  • Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
  • Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
  • Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
  • Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
  • Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
  • Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
  • ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
  • Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
  • Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.

Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Правила ремонта по ОСАГО

Самые распространённые попытки «развода» автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2020 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: «Извольте доплатить!»

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон «Об ОСАГО» — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. «Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. » — говорят представители сервиса.

«Стоп! Какой ещё договор ремонта?!» — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

Читать еще:  Ацетилсалициловая кислота для лица: популярные рецепты

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ «Об ОСАГО» прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом «цессия» строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе «Об ОСАГО». Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2020 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).

Правила проведения ремонта автомобиля по ОСАГО после ДТП

В апреле 2017 года система ОСАГО в очередной раз претерпела существенные изменения. Страховщики теперь стремятся не выплачивать своим клиентам денежные средства, а направлять их в сервисные центры, с которыми у компании заключен договор на осуществление восстановительных работ. Как провести ремонт по ОСАГО, каков порядок и сроки процедуры и вправе ли владелец полиса отказаться от услуги – расскажем в этой статье.

Как получить направление на ремонт по ОСАГО?

Действующий № 40-ФЗ, который регламентирует вопросы ОСАГО, требует от страховой компании заключения договора с техническим центром. Среди его основных условий – ремонт поврежденной машины за счет средств СК. Если в числе партнеров значится не один автосервис, то соглашения должны быть заключены с каждым из них.

В соответствии с п. 15.1 ст. 12 № 40-ФЗ страховая компания проводит осмотр поврежденного ТС или независимую техническую экспертизу, после чего предоставляет владельцу автомобиля направление на ремонт. Этот документ дает право восстановить машину бесплатно.

Для получения направления необходимо:

собрать пакет документов;

обратиться с заявлением в страховую компанию.

Направление на ремонт должно содержать следующие данные:

расчет стоимости восстановительных работ для возвращения полной исправности машины;

данные действующего полиса ОСАГО;

данные об автомобиле на основании техпаспорта;

сроки осуществления ремонта;

информация о доплате в случае превышения лимита (с согласия автовладельца).

Нюансы направления авто на ремонт

Закон предусматривает ситуации, когда автовладельцу все же придется доплатить за ремонтные работы. Это связано с несколькими причинами (п. 17 ст. 12 № 40-ФЗ):

стоимость восстановления превышает максимально установленную страховую сумму в 400 тыс. рублей;

ремонт стоит дороже 50 тыс. рублей при условии, что на месте ДТП был составлен «Европротокол»;

все участники аварии были признаны виновными в происшествии.

Важно! Если потерпевший гражданин отказался производить доплату, ему полагается денежная компенсация.

В процессе ремонта сервис обязан устанавливать только новые запчасти и комплектующие (п. 15 ст. 12 № 40-ФЗ). Бывшие в употреблении детали мастера вправе использовать только по взаимной договоренности с автовладельцем.

На выполненные работы предоставляется минимальная гарантия, которая зависит от характера восстановления. Например, на кузовной и лакокрасочный ремонт она должна быть не менее 1 года. При этом автосервис может устанавливать гарантию на больший срок. При обнаружении изъянов машина должна ремонтироваться повторно.

Сроки предоставления направления на ремонт

В соответствии с положениями п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ в России направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 суток с момента принятия страховой компанией полного пакета документации. В этот период включают все дни, кроме праздничных. Истечение указанного срока не зависит от того, когда страховщик организовал осмотр или техническую экспертизу автомобиля.

Если компания задержит выдачу направления, законодательством предусмотрена выплата неустойки в размере 1% от величины установленного ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ).

Чтобы получить неустойку, нужно подать отдельную претензию, которая составляется в свободной форме с указанием реквизитов счета, куда требуется перечислить деньги. В случае отказа страховщика клиент вправе обратиться в суд.

Порядок и сроки ремонта

В № 40-ФЗ содержится указание на то, что сроки ремонта по ОСАГО должны составлять не более 30 рабочих дней. Все иные отговорки (длительное ожидание комплектующих, наличие очереди и т.п.) находятся за рамками правового поля, так как нарушают ст. 12 данного закона.

При помещении машины на ремонт автовладелец не должен предоставлять СТО никаких документов, так как ранее они были даны страховщику. Не исключено предложение различных допсоглашений. Однако чаще всего они предполагают невыгодные условия, например, связанные с доплатами или просьбой установить б/у комплектующие.

Обычный порядок ремонта может быть дополнен осмотром, инициированным мастерами техцентра. Они могут ссылаться на необходимость обнаружения скрытых неисправностей, которые не выявила страховая компания. Дать согласие на это – право владельца машины. Но подобная процедура не должна влиять на сроки ремонта. Максимум через 30 дней собственник должен получить технически исправный автомобиль.

Иногда сервисы во время восстановительного ремонта предлагают составить сметы, акты проведенных работ или иные документы. Все это не относится к проблемам и заботам клиента СК, поэтому ставить подписи под ними не нужно. Свою обязанность автовладелец уже выполнил – обратился к страховщику и предоставил свою машину. Любую иную помощь в ремонте клиент вправе не оказывать.

После окончания работ не рекомендуется ставить подпись на предложенных бумагах до момента проверки автомобиля и возникновения полной уверенности в его исправности. В противном случае очень трудно будет рассчитывать на исправление не устраненных СТО дефектов.Если ремонтники допустили нарушение сроков восстановления, в качестве наказания предусмотрена выплата неустойки в размере 0,5% за каждые сутки просрочки. Для получения этих средств необходимо обратиться с претензией к страховщику.

Где ремонтируют авто по ОСАГО?

Компания принимает решение о направлении автомобиля в тот или иной техцентр-партнер индивидуально, исходя из существующих требований закона. Если в радиусе 50 км от места ДТП или адреса проживания нет подходящей СТО, страховщик обязан организовать доставку транспортного средства за свой счет эвакуатором. В этом случае автовладелец вправе выбрать любой техцентр из предложенного перечня.

В случае попадания в аварию гарантийной машины не старше 2-х лет ситуация несколько сложнее. Восстанавливать такой автомобиль необходимо в сервисе, который авторизован для обслуживания этой марки. При отсутствии среди партнеров подобного СТО с согласия клиента ремонт производится в другом месте. Если разрешение автовладельца не получено, то страховая компания обязана выплатить денежную компенсацию.

В соответствии с п. 15.3 ст. 12 № 40-ФЗ владелец машины вправе самостоятельно организовать ремонт. Подобная инициатива требует согласования со страховщиком. В случае принятия положительного решения клиент передает компании заявление с реквизитами выбранного им автосервиса и данными для перевода средств на восстановление машины. При этом получить на руки деньги будет невозможно (кроме исключений, указанных в законе).

Отказ от ремонта по ОСАГО

В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:

машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;

стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;

получение тяжелого или среднего вреда здоровью;

страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);

регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).

Право на отказ от ремонта возникает при условии, что ни один сервисный центр, с которым заключил договор страховщик, не отвечает обязательным требованиям закона:

расположение ближе 50 км от места проживания обладателя полиса или места дорожно-транспортного происшествия;

наличие у СТО договора с изготовителем или дистрибьютором авто данного бренда (если машина младше двух лет);

техцентр не способен предоставить необходимые детали;

сервисный центр не может отремонтировать автомобиль менее, чем за 30 дней.

Существует вариант, при котором клиент и страховщик еще на этапе обсуждения условий соглашения договорились о предоставлении материальной выплаты. В этом случае достаточно напомнить о наличии такого пункта.

Подведем итоги. В случае аварии обладатель полиса автогражданки должен обратиться в страховую компанию. Она выдаст направление на восстановление машины в техцентре, с которым подписан договор. Максимальный срок ремонта автомобиля после ДТП составляет 30 рабочих дней. При этом закон позволяет получить материальную компенсацию, если сложившаяся ситуация попадает под указанные в нем исключения.

Читать еще:  Пособия на детей в 2020 году: таблица размера детских выплат, изменения и свежие новости

Видео

ОСАГО «в натуре»: подводные камни

С мая начинает действовать натуральное возмещение ущерба

17 марта Госдума РФ в третьем и окончательном чтении одобрила законопроект о натуральном ОСАГО. Согласно тексту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. По замыслу, такая схема блокирует активность «черных автоюристов», однако в работоспособности нового ОСАГО сомневаются даже представители страховщиков.

Смысл изменений

Реформа ОСАГО обсуждалась около года, и после весьма ожесточенных споров, обрела, наконец, форму одобренного законопроекта.

Уже с мая частные владельцы легковых авто будут покупать новый полис, указывая при заключении договора сервис, которому при наступлении страхового случая они готовы доверить ремонт авто. Сервис должен входить в перечень страховщика и иметь с ним договор; машины младше двух лет отремонтируют официальные дилеры. Сервис должен находиться не дальше 50 км от места проживания пострадавшей стороны или места ДТП.

В случае ДТП пострадавшая сторона теперь всегда будет обращаться в свою страховую (так называемое прямое возмещение убытков).

А если деньгами

Денежная выплата остается для ряда случаев. Например, когда ущерб превышает лимиты по ОСАГО (400 тысяч рублей), а также когда пострадавшие являются инвалидами или получили средний или тяжкий вред здоровью.

Но есть нюанс: в случаях, когда страховщик не в состоянии организовать ремонт в соответствии с требованиями законопроекта, он может компенсировать убыток по старинке, в денежной форме. И опрошенные нами представители страхового бизнеса высказались в пользу того, что денежная компенсация останется доминирующей формой, поскольку требования к ремонту зачастую невыполнимы.

Оползень под Севастополем: Южнобережье летом-2017 будет заблокировано, уже объявлен режим ЧС

30 дней на все

Первый подводный камень — это сроки ремонта. С точки зрения автомобилиста 30 рабочих дней, которые даются на восстановление автомобиля после его появления на СТО, отнюдь не маленький срок (около 40 календарных дней). Однако специфика доставки запчастей, особенно до регионов России, приводит к тому, что нужные компоненты могут ехать до сервиса несколько недель, а то и месяцев, а возможность согласовать иной срок ремонта новый закон не предполагает.

За просрочку страховщик обязан заплатить штраф в 0,5% от суммы возмещения, и временем просрочки считаются любые устранения претензий клиента. Страховые опасаются, что этим правом будут злоупотреблять все те же автоюристы, выставляя необоснованные претензии, затягивая ремонты и зарабатывая на штрафах.

Оригинал и подделка

Для ремонта всех автомобилей должны использоваться только новые компоненты, и это также создает трудности, потому что далеко не для всех автомобилей можно достать их в разумный срок.

Фактически, это требования отменяет коэффициент износа для натурального возмещения: старые машины будут ремонтироваться с использованием новых компонентов.

Но есть и два негативных аспекта. Во-первых, коэффициент износа остается для денежного возмещения, во-вторых, законопроект не обязывает компании использовать оригинальные запчасти. А значит, в ход могут пойти не только качественные аналоги, но и подозрительные «ноу-неймы», цена которых нередко на порядок ниже, чем у оригинала.

А судьи кто?

Большой тайной остаются критерии качества ремонта. Страховщики признают, что современных и одобренных методик оценки качества в России нет, а значит, открывается пространство для перегибов с обеих сторон. Где-то сервис может схалтурить, а где-то и клиент займет позицию потребительского экстремиста, причем не всегда искренне. Так, штрафы за просрочку и дополнительные компенсации могут привести к тому, что клиент не только отремонтирует автомобиль, но получит через суд и денежное возмещение.

Если клиент недоволен

В случае неудовлетворенности качеством ремонта клиент вправе подать жалобу страховщику, который должен в течение пяти дней организовать осмотр, и в течение еще пяти дней принять решение. В случае удовлетворения претензии будет выписано направление в тот же сервис на устранение недостатков, в случае отказа у клиента остается право подать на страховщика в суд.

Гарантия на кузовной ремонт составляет 1 год, на остальные виды — 6 месяцев, и порядок действий такой же: при выявлении проблем клиент обращается в страховую, которая назначает экспертизу с целью установить, являются ли проблемы следствием некачественного ремонта.

Остановят ли нарушителей ПДД любительские съёмки «за вознаграждение»?

Дитя компромиссов

Опрошенные нами страховщики выразили сомнение, что новая схема приведет к снижению активности «черных автоюристов» и снизит судебные издержки страховых. Первоначальная редакция законопроекта о натуральном ОСАГО была более гибкой, однако в процессе доработки требования ужесточили, что, с одной стороны, защитило клиента, с другой — сделало натуральное возмещение рискованной практикой для страховщиков. Один из инсайдеров рассказал нам, что ряд крупных страховщиков не планируют подписывать договоры с сервисами в некоторых регионах просто потому, что срок поставки запчастей близок к оговоренным законом 30 рабочим дням.

Новый закон был разработан в шлейфе жалоб страховщиков на убыточность ОСАГО, но есть вероятность, что он не решит поставленной задачи, поскольку оставляет широкое поле для манипуляций. Поэтому страховщики уже начали лоббировать новые изменения в закон об ОСАГО, например, введение франшизы в размере 10−15 тысяч рублей.

Добавляйте «Свободную Прессу» в список ваших источников Google.News и Яндекс.Новости. Смотрите рейтинг наших статей в новостном агрегаторе MediaMetrics

Россияне сметают машины прямо с автовоза

Новый отечественный внедорожник: некомфортный и ненадежный

Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни

В 2020 году ремонт автомобиля по ОСАГО изменил принцип действия. Сейчас все выплаты полностью заменены ремонтными процессами. Правило давно обрело юридическую силу с весны прошлого года и пользуется популярностью у тех людей, которые оформили полис после внесенных дополнений.

А до наступления этого момента люди могли выбирать, получение выплат в финансовом эквиваленте или выполнение восстановления. Сейчас же остался только один вариант. Если виновный оформил полис после наступления апреля, то тогда о выплате он может полностью забыть. А ещё через полгода вошло новое изменение, когда столкновение случается с участием двух или более участников. Помимо этого, оценка будет осуществляться без учета износа.

В чём состоял старый закон?

Вышедшие из срока действия установленные правила основывались на том, что владелец мог получить два способа возмещения своих средств:
  1. Все денежные средства переводились насчёт владельца транспортного средства,после чего он осуществлял операции по восстановлению.
  1. Деньги в полном объеме переводились на официальный счёт станции технического обслуживания, а разница выплачивалась за счёт человека.При этом, процедура осуществлялась без денег.

Пострадавшей стороне можно было брать все деньги и отказываться от возможного проведения ремонта. Этим пользовались многие юристы, которые подавали иски на получение больших денежных сумм, чтобы разницу вернуть пострадавшей стороне. Именно это и вызвало появление множества мошенников, которые специально подставляли свои автомобили для аварий. Теперь, когда вступило новое постановление, выбора у автовладельцев не осталось. При этом, они могут только отремонтировать свои автомобили на специальных станциях.

Какие изменения внесли?

Если говорить об изменениях в законе, то в первую очередь нужно просмотреть алгоритм действий каждого автовладельца.

Сюда можно отнести:
  1. Владелец собственного автомобиля оказывается в каком-нибудь происшествии.
  1. Автомобиль транспортируется до ближайшего места по проведению ремонтных процессов и восстановления.
  1. Представители страхового учрежденияпосле выполнения всех процедур оплачивали счет за восстановление и необходимые запчасти.Отзывы от клиентов после этого стали намного хуже.

Но, денежные выплаты отменились далеко не для всех имеющихся категорий граждан. Сюда можно отнести только тех владельцев, которые прошли регистрацию на территории нашей страны и пользуются легковыми автомобилями тут же.

В чём особенности закона?

Если говорить об особенностях закона, то здесь их существует очень много.

К ним можно отнести:
  1. Кто будет выплачивать средства?Если случилось происшествие, то на место приезжает один из членов команды страховщиков, осуществляет предварительный осмотр, а также назначает отправку на ремонтные процессы. При восстановлении состояния используются обязательно новейшие материалы. Если же запасная часть уже когда-либо использовалась, то составляется специальный акт с представителем организации. Но по действующему законодательству он не имеет права подписать его и дать своего одобрения.Это не входит в рамки действующего законодательства.
  1. Как осуществляется возмещение расходов на восстановление? Расходы, которые предусмотрены при восстановлении, рассчитываются по специальным формулам, в которых учитываются различные коэффициенты. Если средства были затрачены на окрашивание деталей, то они не будут по смете входить в итоговую сумму. Оплата будет рассчитываться не по чеку от той или иной станции, а с учетом информации, которая собрана по всем точкам по проведению ремонта. Ее можно найти в специальных книгах. Если же денег, которые были выделены страховойкомпанией,не хватает, то тогда разница возмещается из средств потерпевшей стороны.
  1. В какие сроки производится процедура?

ВНИМАНИЕ . Документ о направлении на ремонт первоначального состояния выдается на протяжении 3 календарных недель от срока подачи заявки.

Если работы будут производиться на СТО, которая не включена в имеющийся список, то тогда задержка может наблюдаться вплоть до 1 календарного месяца. На выполнение ремонтных процессов отводится также столько же времени с того момента, когда транспорт прибыл на станцию по проведению работ. Увеличение времени на выполнение возможно и предусмотрено. Но оно бывает только тогда, когда ремонт представляет собой сложную процедуру, и потерпевший гражданин согласен на проведение процедуры. Если срок затягивается, то страховая компания выплачивает неустойку в установленном размере.

  1. Что по поводу гарантии? У многих автовладельцев возникает вопрос такого характера. Нужно помнить, что если восстанавливается кузов, то гарантия предоставляется на 12 месяцев. Во всех остальных ситуациях срок сокращается в два раза.
  1. Где можно отремонтировать машину? Весь переченьСТОбудет зависеть от той или иной страховой компании. У каждого представителя имеется свой отдельный список фирм, с которыми оформлены договорные отношения. Вариантов существует много, но решение будет приниматься для каждого человека по отдельности. Помимо этого, по законодательным требованиям сервис должен располагаться на дистанции до пятидесяти километров от дорожного происшествия или от регистрации метра пострадавшей стороны. Возможно, компания страховщик предложит оплатить услуги по эвакуации, то человек может предпочесть абсолютно разные станции.
  1. Что делать, когда личный транспорт на гарантийном обслуживании?По законодательным актам на сегодняшний день страховщики имеют право отправлять такие транспортные средства наСТО, где можно обслуживать определенную марку.

ВНИМАНИЕ . Если же не предлагаются варианты организаций по ремонтам или не предусмотрено таковой, то восстановление происходит абсолютно в любой автомобильной мастерской. Собственник личного транспортного средства должен согласиться с предоставляемыми условиями. Если же хозяин откажется, то тогда он может забрать деньги.

Но, это осуществляется только в том случае, если автомобиль не достиг возраста 2 лет, и покупался у официального дилера. Это достаточно большой недостаток, потому что многие дилерские центры предоставляют гарантию от 3 до 5 лет на свои автомобили.

  1. Как выбратьСТО?Когда вы только оформляете полис, то можете указать какой-то определенный сервис. Именно в это место ваш автомобиль и привезут, когда произойдет авария. Но, имеется некоторое отступление по договорённости росгосстраха, когда человек может выбрать другую станцию технического обслуживания, которая отсутствует в списках. Помимо этого, все договорные обязательства обязательно указываются в заявлениях. Разрешение оформляется в письменно, а если не соблюдаются какие-либо условия, то владелец может потребовать возмещение деньгами.
  1. Что делать, когда ремонтные работы не соответствуют ожиданиям? Вы столкнулись с такой ситуацией, когда станция долго делает ремонт или плохо его выполнила, то владелец может оформить претензиювписьменном виде. При этом, он указывает просьбу об устранении всех недоделок. Если же человек недоволен повторным результатом, то он может потребовать компенсацию или идти в судебный орган для разбирательств.

В каких случаях получается компенсация?

Получить денежную компенсацию можно, если знать о сроках и нюансах. Но для этого нужно знать перечень ситуаций, когда это следует сделать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector