Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП: сколько действует и как рассчитывается
Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП: сколько действует и как рассчитывается?
Несмотря на то, что цена ОСАГО регулируется со стороны государственных органов, тем не менее она может существенно отличаться для той или иной категории водителей.
Одним из важных факторов, оказывающих влияние на размер стоимости страховки, является наличие либо отсутствие в истории вождения ДТП. В настоящее статье попытаемся более подробно освятить данный вопрос.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-03 . Это быстро и бесплатно !
Что это такое?
Что это такое? Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа, а также системы коэффициентов. При этом значение базового тарифа страховщик определяет самостоятельно в пределах ценового коридора, установленного Центральным Банком РФ.
Организации не имеют право делать какие-либо дополнительные наценки или скидки на страховку ОСАГО. Однако зачастую конечная стоимость такой страховки может существенно отличаться в каждом отдельном случае, ввиду того, что коэффициенты могут принимать различные значения.
Итак рассмотрим подробно основные составляющие стоимости полиса:
- Коэффициент территории – его размер зависит от территории, на которой эксплуатируется транспортное средство. Для крупных городов обычно устанавливается высокий коэффициент территории (Например, для Москвы он равен 2,0). Объясняется это наличием высокого риска наступления страхового случая. При этом для Московской области данный показатель составляет 1,7.
Коэффициент мощности транспортного средства – чем мощнее машина, тем выше значение коэффициента. Разработана специальная таблица, на основании которой можно точно определить размер коэффициент мощности, исходя из количества лошадиных сил.
- Коэффициент безаварийной езды – при покупке страховки автовладелец имеет право на получение скидки за длительную езду без участия в ДТП. При этом если страховой случай наступил и автовладелец является виновником, соответственно цена страховки для него увеличится.
- Коэффициент возраста и стажа водителя – чем старше и опытнее водитель, тем ниже размер данного коэффициента. В то же время для молодого автовладельца, недавно получившего права, данный коэффициент приобретёт максимальное значение (1,8).
- Коэффициент количества водителей, управляющих машиной – если их количество ограничено, то коэффициент составит 1, если же к управлению машиной допущено неограниченное количество лиц, то коэффициент возрастет до 1,8.
- Коэффициент сезонности – зависит от длительности срока эксплуатации авто. Автовладелец в зависимости от частоты использования машины имеет право оформить полис на 3, 4, 5 и более месяцев. Соответственно, чем больше срок, тем выше значение данного показателя (максимальный период равен 12 месяцам).
- Коэффициент нарушений – применяется в отношении лиц, допустивших грубые нарушения (п. 3 ст. 9 ФЗ РФ «Об ОСАГО»). Сюда относятся следующие ситуации:
- вождение в пьяном виде;
- предоставление ложной информации;
- покидание места аварии и др.
Значение данного коэффициента составляет 1,5.
К примеру, стоимость полиса ОСАГО для водителя, имеющего за плечами большой стаж, а также безаварийную езду в течение последних 10 лет, будет гораздо меньше, чем для «новоиспеченного» автовладельца, рассекающего на дорогой и мощной машине по мегаполису.
От чего зависит его изменение?
Как уже было подмечено ранее, показатель, повышающийся либо понижающийся от участия/неучастия водителя в аварии, носит сокращенное название коэффициент бонус-малус (Кбм). Кбм служит своего рода стимулом для более внимательной и осторожной эксплуатации автомобиля, так как за каждый год безаварийной езды стоимость полиса снижается на 5%, а размер коэффициента уменьшается (бонус).
Однако если водитель стал виновником ДТП, то коэффициент наоборот возрастает и приводит к уменьшению скидки либо ее полной отмене (малус). Посмотреть, как увеличится Кбм после наступления аварии, можно при помощи специально разработанной таблицы (более детально данный вопрос будет освещен ниже).
Как рассчитывается?
Чтобы понимать, на сколько повышается коэффициент после ДТП, необходимо произвести расчет. Однако самостоятельный расчет является довольно сложной процедурой, ввиду того, что необходимо полностью знать свою страховую историю, а также обладать информацией о наличии/отсутствии ДТП, допущенных иными лицами, управляющими данной машиной (если количество водителей ограничено).
Водителю, впервые купившему полис ОСАГО, сразу присваивается 3 класс, что соответствует коэффициенту безаварийной езды равному 1,0. В данном случае уплачивается стандартная цена за полис, ввиду того, что у автовладельца пока еще нет страховой истории.
Далее, за каждый год езды без аварий класс водителя будет увеличиваться, а коэффициент уменьшаться, что соответственно снизит стоимость страховки. (Например, через 2 года безаварийной езды Кбм будет равен 0,9, что соответствует 5 классу. Для данного класса предусмотрена скидка в размере 10%).
Сегодня существует несколько доступных способов узнать свой Кбм:
- Обратиться к своему страховщику – в случае, если на протяжении всего времени страховка приобреталась у одного и того же страховщика, то соответственно в его внутренней базе должна содержаться вся страховая история, на основании которой он определит точное значение Кбм.
- В случае, если водитель решил сменить страховщика, сохранив при этом скидку на покупку полиса ОСАГО, то тогда необходимо представить справку из предыдущей страховой компании, содержащую информацию о страховой истории.
- Можно определить свой коэффициент безаварийной езды при помощи базы данных АИС РСА. В настоящее время такая опция размещена на сайтах многих крупных страховых компаний (Например, «Альфа Страхование»).
Например, в полис вписаны 2 водителя, у одного скидка равна 40%, а у другого – 5%. Общая скидка по данному полису будет равна 5%. В случае если количество водителей не ограничено, то соответственно размер Кбм определяется по страховой истории автовладельца.
Как определить значение показателя?
Для того чтобы понять насколько данный коэффициент повысится, приведем конкретный пример. Итак, допустим, что автовладелец в 2013 году впервые приобрёл полис и ему сразу был присвоен 3 класс с Кбм=1. На протяжении следующих 5 лет водитель осуществлял безаварийную езду и заработал 8 класс, что соответствует скидке в размере 25% (КБМ=0,75).
Однако в 2018 году данное лицо стало виновником сразу двух ДТП, в результате которых страховой компании пришлось сделать две выплаты в пользу пострадавших. Таким образом, обратившись к таблице КБМ, не сложно определить, что класс данного водителя автоматически снизится до 2, а цена полиса ОСАГО на следующий год возрастет на 40% (КБМ=1,4).
Определение значение показателя безаварийной езды осуществляется на основании специально разработанной таблицы, которая находится в свободном доступе на сайтах многих страховых компаний.
Итак, данная таблица разбита на 3 колонки:
- 1 колонка – класс водителя. Всего насчитывается 14 классов.
- 2 колонка – размер Кбм. Данный показатель варьируется в диапазоне от 2,45 до 0,5.
- 3 колонка – количество страховых выплат.
Сколько он действует?
Сколько действует повышенный коэффициент при ДТП? В силу того, что полис ОСАГО действует в течение года, то соответственно и Кбм также распространяет свое действие на 1 год. При этом после уплаты повышающего коэффициента, водитель не сможет сразу вернуться к тому классу, который у него был до участия в аварии.
Для большего понимания приведем конкретный пример. Водитель на протяжении 4 лет ездил без аварий и соответственно имел 6 класс со скидкой 15%. Однако, на 5 год езды стал виновником ДТП и его класс снизился до 4, а скидка стала равняться 5%. Таким образом, для того, чтобы вновь вернуться к 6 классу, ему необходимо еще 2 года проездить без аварий.
Как избежать увеличения стоимости страховки?
Нам удалось собрать несколько полезных советов, помогающих предотвратить повышение стоимости страховки:
- Ездить следует внимательно и аккуратно – конечно же порой далеко не все зависит от нас, однако езда по правилам значительно снижает риск стать виновником ДТП, и как следствие потерять скидку по ОСАГО( о том, как изменится стоимость полиса после ДТП, подробнее рассказано здесь).
- Пересмотреть лиц, допущенных к управлению машиной – как было отмечено выше, при ограниченном количестве водителей, КБМ рассчитывается, исходя из страховой истории каждого лица, вписанного в полис. В связи с этим людей, имеющих низкий класс по ОСАГО, рекомендуется выписать из полиса.
Таким образом, коэффициент безаварийной езды оказывает существенное влияние на конечную стоимость полиса ОСАГО. В связи с этим водителям рекомендуется весьма аккуратно вести себя на дороге, а также регулярно отслеживать значение своего КБМ, дабы избежать жульничества со стороны страховщика.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-46-03 (Москва)
+7 (812) 425-14-75 (Санкт-Петербург)
Как меняется КБМ по ОСАГО после ДТП? Расчёт. Можно ли и как восстановить?
- КБМ не всегда повышается, если вы попали в аварию. Его значение зависит вовсе не от ДТП, а конкретно от страхового случая – то есть если вы признаны виновным, а потерпевший обратился и получил выплату по ОСАГО.
- Расчёт коэффициента производится по утверждённой Центробанком таблице.
- Если даже у вас максимальная безаварийная скидка, то, попав за год в аварии 3 раза, вы уже достигнете самого высокого значения коэффициента.
- Изменившийся КБМ можно и восстановить к прежнему значению, но не во всех случаях.
При попадании в ДТП изменяется стоимость полиса ОСАГО на следующий период страхования. Но далеко не во всех случаях. В статье мы выясним, для кого, и, главное, насколько уменьшается КБМ и, соответственно, повышается коэффициент, на который умножается при расчёте базовый тариф в 2020 году. Мы также приведём примеры расчётов.
Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?
Нет. Но сначала давайте выясним, что же это такое – КБМ!
Это коэффициент бонус-малус, который применяется при расчёте полиса ОСАГО при покупке его на автомобиль. То есть при определении стоимости страховки сначала берётся базовый тариф, который страховая компания устанавливает самостоятельно, но в пределах установленного законом коридора от 2 746 до
4 942 рублей для легковых автомобилей физических лиц в России.
Далее при расчёте эта фиксированная сумма умножается поочерёдно на определённые коэффициенты. По состоянию на 2020 год из всего 7:
- коэффициент региона регистрации в России,
- КБМ – в зависимости от наличия страхового случая,
- ограниченного или неограниченного по водителям ОСАГО,
- возраста и стажа,
- мощности машины,
- сезонности эксплуатации авто,
- срока страхования.
Все они применяются поочерёдно в таком же порядке, как представлено в списке выше. То есть берём, к примеру, базовый тариф 4 000 рублей, и, если владелец машины проживает в Москве, то получаем коэффициент 2 – то есть стоимость в расчёте увеличивается в 2 раза – до 8 тысяч. Далее, например, человек ни разу не попадал в ДТП в течение последних 8 лет, то далее применяется КБМ 0,6 – то есть 8 000 умножаем на 0,6 и получаем 4 800 рублей. И так до последнего коэффициента.
Но в любом случае итоговая цена страховки ОСАГО не должна превышать в 3 раза базовый тариф.
Таким образом, – это зависимость стоимости полиса от количества страховых случаев. Его текущее значение хранится в базе данных РСА (Российского союза автостраховщиков), и запрашивается сотрудниками страховых каждый раз, когда они рассчитывают стоимость вашего полиса.
Многие автолюбители в обиходе называют этот коэффициент «безаварийной скидкой», что в целом не совсем верно, потому что:
- КБМ не зависит напрямую от ДТП,
здесь может быть не только скидка, но и повышение стоимости, если вы часто попадаете в аварии и оказываетесь в них виновником.
Итак, КБМ после дорожного происшествия изменяется не всегда, а только при следующих условиях:
- вы признаны виновником в аварии,
- по результату ДТП потерпевшая сторона обратилась за страховым возмещением – то есть КБМ не меняется от простого наличия аварии, должен быть именно страховой случай – то есть выплата или направление на ремонт; проще говоря, страховая организация должна потерпеть убыток.
Если я не виноват(а)?
Тогда КБМ для вас не вырастет и никак не изменится. Дело в том, что этот коэффициент призван мотивировать автовладельцев соблюдать ПДД, меньше попадая в аварии. То есть если вы часто оказываетесь виновником в ДТП, то страховка для вас дорожает.
Если же вы ни в чём не виновны, то и ОСАГО для вас не должно поменять. Логично? Вполне!
Если вина обоюдная?
В этом случа вне зависимости от степени виновности в ДТП бонус-малус повысится для всех его участников. Увы, но даже возрастания КБМ на меньшие значения в зависимости от степени обоюдной вины каждого участника не предусматривается. Даже если вы виновны всего на 1%, КБМ изменится одинаково, как и для виновника на 99%.
Как меняется КБМ? Таблица
Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.
Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.
- цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
- красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
- синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
- а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
- все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Коэффициент КБМ на период | Коэффициент КБМ | ||||
0 ДТП | 1 ДТП | 2 ДТП | 3 ДТП | Более 3 ДТП | |
2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.
Рассчитать стоимость страховки ОСАГО
Примеры расчёта
Теперь давайте рассмотрим несколько примеров, на сколько изменится: вырастет или снизится КБМ при определённых количествах происшествий либо их полном отсутствии в течение определённого периода.
2 ДТП за год
Вы впервые застраховались и попали в 2 ДТП за этот год. В этом случае ваш КБМ вырастет в 2,45 раза для следующей покупки ОСАГО. Вот так это будет выглядеть по таблице:
То есть если вы впервые застраховались, то начальный КБМ у вас равен единице. Затем, так как вы попали в 2 ДТП, мы смотрим вправо от текущей колонки в этой же строке таблицы и получаем коэффициент 2,45.
Если рассчитать по реальной стоимости полиса в качестве примера, то, если у вас в первый год ОСАГО стоило, к примеру, 5 000 рублей, то после 2 аварий цена вырастет приблизительно до 9 тысяч при прочих равных условиях.
Ни одной аварии за 15 лет
Теперь пример немного иной – вы ни разу не попали в ДТП по своей вине в течение последнего полутора десятка лет. В этом случае расчёт и то, как меняется КБМ, будет выглядеть следующим образом:
Данный пример немного сложнее. Здесь каждый год фактически КБМ снижается на 0,05:
- в самый первый год страхования он составляет единицу,
- далее через год, так как вы не попадали в ДТП, КБМ становится 0,95 (то есть спускаемся на одну строку ниже по таблице),
- затем каждый следующий год также спускаемся ниже на строку и доходим до конца таблицы на 11-й год страхования по ОСАГО – здесь мы достигли максимальной скидки 50% коэффициента (только не путайте с конечной стоимостью полиса, так как после КБМ применяются ещё и другие коэффициенты),
- и каждый следующий год после 11-го КБМ уже снижаться перестанет и будет всегда 0,5, если вы не попадаете в аварии.
Но обратите внимание по таблице – даже в случае максимально низкого бонус-малуса вы попадёте за год в 2 ДТП, то он вернётся снова к единице, а если более чем в 3 аварии, то вообще составит максимальную планку – 2,45.
Можно ли избежать повышения?
Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте. Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.
Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.
Почему у меня изменился КБМ, если не было ДТП?
Такое, к сожалению, иногда происходит, нередко по вине страховщиков или (реже) базы РСА.
Самый распространённый случай – это когда страховщик не вносит действующий КБМ в базу данных, и тот обнуляется, то есть сбрасывается до единицы (см. таблицу выше).
В этом случае нужно писать заявление этому страховщику, а в случае отрицательного ответа – в РСА и подать жалобу в Центробанк.
Но есть и ещё одна причина – вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили в страховую его новые серию и номер. Подробнее о том, что делать, если вы не попадали в ДТП в последние года, а коэффициент изменился – повысился, мы писали в специальной статье об этом.
Можно ли сбросить?
Нет. Имеется в виду, что в 2020 году нельзя ни по закону, ни практически обнулить КБМ за деньги, если вы попадали в происшествия и стали виновником. В любом случае это является уголовным преступлением в сфере страховых услуг, и даже при попытке залезть и взломать базу РСА, поменяв свой КБМ, такого хитрого автовладельца и/или его дельцов ждёт уголовное преследование.
ОСАГО после аварии
При управлении автомобилем каждый водитель мечтает о том, чтобы поездка была комфортной, безопасной и завершилась без аварии. К сожалению, такое бывает не всегда. Особенно аварии часто возникают в переполненных автомобилями мегаполисах и крупных городах. Благодаря действующему полису ОСАГО причинённый ущерб другим участникам движения будет покрывать страховщик. Безусловно, для каждой компании это сопровождается расходами. Чтобы их снизить и мотивировать автомобилистов ездить аккуратно, страховщики устанавливают зависимость стоимости своих услуг от безаварийности езды.
Коэффициент бонус-малус и его влияние на стоимость ОСАГО
Страхование гражданской ответственности автомобилистов действует по системе, которая учитывает интересы каждой стороны – водителя и страховой организации. Для снижения своих рисков последние определяют на сколько увеличится ОСАГО после ДТП с помощью аккуратности езды клиента. На основании этих показателей определяются особые значения. Они могут повлиять на стоимость ОСАГО в любую сторону – понижения и повышения.
Важнейшим показателем, характеризующим безаварийность езды, выступает бонус-малус. Чем более профессионально и аккуратно водитель управляет транспортным средством, тем он ниже.
Если в предыдущем страховом периоде водитель не попадал в аварию, ему будет предоставлена 5-процентная скидка. Она является накапливаемой и может достичь 50%. Если же автомобилист спровоцировал ДТП, тогда множитель увеличится и, как результат, ОСАГО после аварии подорожает.
Благодаря КБМ достигается следующее:
- Создаются стимулы для безаварийной езды водителей;
- Повышается уровень аккуратности всех участников дорожного движения;
- Уменьшение количества обращений за возмещением вреда по небольшим повреждениям.
Как изменится стоимость ОСАГО для виновника ДТП
Водитель может самостоятельно определить, на сколько повышается ОСАГО после ДТП, и на сколько он снизится при безаварийной езде. Данная процедура достаточно проста. Для расчёта страховые организации применяют определённые значения повышающего КБМ. Его значение можно узнать из таблицы:
КБМ в прошлом году
КБМ в 2020 году (с учётом количества полученных страховых выплат)
4 и больше выплат
Раньше использовались классы водителя, всего их было 15: М, 0, 1..13. Сейчас применяется просто коэффициент, который можно легко узнать из таблицы. Такое изменение было сделано впервые за многие годы. Сейчас он находится в диапазоне от 0.5 до 2.45.
По новым правилам КБМ для ОСАГО после ДТП изменяется один раз в год – 1 апреля. Благодаря данному изменению облегчается проверка действующего коэффициента и его обновление. Когда бы ни был подписано страховое соглашение, в расчёт принимаются выплаты за минувший год. В базе РСА находится информация о коэффициентах бонус-малус по каждому автомобилисту. Страховая компания может получить эти сведения и использовать их для калькуляции стоимости ОСАГО.
При первом оформлении автогражданки будет присвоен КБМ 1. После ДТП повышающий коэффициент ОСАГО вырастет до 1.55 в случае одной аварии. При двух инцидентах и больше множитель возрастёт до 2.45. Такое резкое повышение действует только для водителей с единичным множителем.
Вообще же тенденция такова, что коэффициент постепенно снижается за безаварийную езду. Однако после ДТП стоимость ОСАГО просто взлетает. Потом снова постепенно уменьшается при отсутствии обращений в страховую компанию.
Сколько действует повышенный коэффициент ОСАГО после ДТП
После повышения множителя в результате аварии автомобилиста обычно интересуется, сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП. Величина показателя пересматривается ежегодно, параллельно с покупкой следующего страхового полиса. Коэффициент бонус-малус не используется в таких ситуациях:
- автогражданка оформляется на транзитные транспортные средства;
- автомобиль прошёл регистрацию в другом государстве, а в Российской Федерации находится на временном учёте;
- страхуется прицеп;
- договор страхования оформляется на срок менее 12 месяцев.
Можно ли избежать присвоения повышающего коэффициента по ОСАГО при ДТП
Может показаться, что собственнику авто не избежать негативных последствий, если он попал в дорожно-транспортную ситуацию. Далеко не в каждом случае такое происходит. Не все дорожные инциденты приводят к повышению коэффициента бонус-малус.
Одна из ситуаций – когда водитель является потерпевшим от действий другого водителя. В такой ситуации он получит страховую выплату, а его КБМ не изменится. Также избежать повышения показателя можно, если исключить из списка лиц, которые имеют право управлять авто на последующий год, виноватого водителя. Страховая компания в такой ситуации будет определить необходимость использования повышающих коэффициентов с учётом страховой истории тех, кто остаётся в перечне доверенных автомобилистов.
В прошлом собственники автомобилей старались избежать ответственности путём изменения страховой компании. Они скрывали своё участие в аварии при подписании соглашения. Сейчас же такие попытки не позволяют добиться успеха, поскольку вся информация стекается в единую базу РСА, из неё сведения могут получить все страховщики. На данный момент единственный легальный метод снизить расходы на страхование является внимательное и аккуратное поведение на дороге.
Как восстановить коэффициент КМБ для ОСАГО после ДТП
При возникновении дорожной аварии можно не только утратить имеющиеся бонусы, но и потерять множитель КМБ. Как уже отмечалось, если водитель не виноват в инциденте, ему это не грозит.
При попадании в ДТП из-за невнимательного вождения, нарушения ПДД либо нахождения в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения коэффициент КМБ будет потерян. Оформление следующего полиса обойдётся намного дороже.
Чтобы восстановить множитель, необходимо в течение продолжительного времени управлять автомобилем без аварии. Сделать это можно путём обращения к страховщику, в Центральный банк РФ либо Союз автостраховщиков. Некоторые брокеры также помогают восстановить коэффициент бонус-малус.
Как самостоятельно узнать коэффициент КМБ для ОСАГО
Если водитель не хочет самостоятельно рассчитывать показатель бонус-малус, можно просто направить соответствующий запрос в Союз автостраховщиков. Доступ к базе имеют все застрахованные автомобилисты. Лицо может самостоятельно найти сведения, используемые специалистом страховщика при определении цены автогражданки.
Для поиска коэффициента КБМ по базе РСА необходимо выполнить такие действия:
- Посетить официальную страницу Союза автостраховщиков;
- Указать фамилию, имя и отчество, сведения о дате рождения и номере ВУ;
- Подтвердить получение данных о коэффициенте.
Сервис самостоятельно произведёт всю информацию и предоставит посетителю данные о коэффициенте КБМ, присвоенном на текущий момент.
Как страховщики могут обманывать клиентов при расчёте ОСАГО
Не только автомобилисты стремятся возвратить коэффициент бонус-малус к первоначальному значению. Страховщики тоже не хотят утратить доход и предоставлять скидку, стараются найти разные причины для повышения коэффициента бонус-малус.
Наиболее часто распространёнными аргументами для оправдания своих действий они используют такие:
- Отсутствие данных об изменении документов автомобилиста;
- Поломка фиксирующего оборудования либо сбой системы;
- Отсутствие страховки у собственника автомобиля на протяжении года.
Стремясь обнулить коэффициент КБМ, страховщик объяснит случившееся сбоем в системе. У автомобилиста есть возможность вернуть заработанные бонусы.
Как восстановить коэффициент КБМ при его обнулении
Водитель должен начать со сбора справок от предыдущих страховщиков. Документы должны подтвердить, что автомобилист не попадал в ДТП в предшествующие периоды. Если собственник ТС не имеет возможности подтвердить факты документально, восстановить значение коэффициента не получится.
Повышающий коэффициент ОСАГО имеет сильное влияние на стоимость страховых услуг. Сейчас действуют веские стимулы для аккуратной и безаварийной езды. Старайтесь избегать ДТП, и вы сможете оформлять ОСАГО с большой скидкой.
Полис ОСАГО: все о повышающем коэффициенте после ДТП
На цену страхового полиса влияет не только тарификация, которую устанавливает государство. Затраты на оформление обязательной автостраховки зависят и от многих других факторов. В данной статье мы будем разбираться с тем, как меняется повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП.
Страховые коэффициенты при дорожно-транспортных происшествиях
Застраховаться по единой цене в России нельзя. Одинаковым для всех остается только базовый тариф, величина которого фиксируется государством для каждого вида транспорта и категории владельцев, но и то в виде коридора значений (от-до), который постоянно меняется. Так с 01.01.20 предполагается его расширение на 40%, по сравнению с коридором базовых ставок прошлого года, а с 1.10.20 – еще на 30%.
Помимо показателей, зависящих от возраста и стажа водителя, а также других, на себестоимости автостраховки сказывается коэффициент бонус-малус (КБМ).
Что такое коэффициент бонус-малус
При расчете коэффициента бонус-малус за ДТП по ОСАГО берется во внимание аккуратность водителя. Если на протяжении срока действия полиса водитель не попадал в дорожно-транспортные происшествия, ему будет предоставлена скидка на оформление нового договора автострахования.
Как применяется КБМ
Расчет БМ-коэффициента производится по специальной таблице, которая учитывает класс, присвоенный владельцу автомобиля до начала страхового периода.
Если авто страхуется впервые, водителю автоматически начисляется 3 класс. Ему соответствует значение БМ-коэффициента, которое равно 1. При безаварийной езде в течение первого года действия полиса на момент оформления следующего страхового периода водителю будет присвоен 4 кл., а значение параметра бонус-малус уменьшится на 5%.
Период действия бонус-коэффициента
Если водителю при оформлении автогражданки был насчитан повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, знать, сколько действует такой показатель, крайне необходимо.
Срок действия БМ-коэффициента, повышающего стоимость автогражданки на определенный процент:
- равен периоду действия договора со страховой компанией;
- составляет 1 год.
Рекомендуется самостоятельно следить за БМ-показателем, так как некоторые страховые компании не всегда добросовестно выполняют расчет данного значения.
С 9.01.19 произошли некоторые изменения касающиеся определения КБМ. Теперь для каждого водителя он будет устанавливаться 1 апреля. Он также не будет “слетать” в случае перерыва страхования более года.
Как меняется КБМ после дорожно-транспортных происшествий
Чтобы узнать, на сколько подорожает страховка после ДТП в 2020 году, не нужно проводить сложные математические подсчеты – можно воспользоваться таблицей, которая была приведена выше. В среднем при возникновении дорожно-транспортного происшествия стоимость переоформления автогражданки увеличивается на 10–30%.
Увеличение тарифа для автовладельцев 3 и 4 классов
Автовладельцу 3 класса для того, чтобы определить, на сколько увеличивается цена страховки после ДТП в 2020 году, необходимо учесть количество страховых ситуаций:
- 1 – БМ-коэффициент поднимается до значения 1,55, тариф возрастает на 55 %;
- 2 – владельцу автомобиля присваивается М-класс, при котором БМ-значение повышается до максимально возможного показателя 2,45, приобретение автогражданки в этом случае обойдется на 145 % дороже.
Рассчитать, на сколько повышается страховка после ДТП для автолюбителя 4 кл., тоже не составляет особого труда. Если за страховой период случится 1 авария, повторно застраховать машину после истечения срока автогражданки можно будет с переплатой в 45%. Две аварийные ситуации повышают стоимость последующего автострахования на 60%.
Увеличение тарифа для автовладельцев 5 и 6 классов
Автовладельцу 5 кл., чтобы узнать, как меняется КБМ после ДТП, стоит обратить внимание на следующие факторы:
- 1 зарегистрированный страховой случай приводит к подорожанию автостраховки на 10 % (БМ-значение с показателя 0,9 увеличивается до 1);
- при переоформлении полиса ОСАГО водительский класс будет понижен до 3.
Если владелец автомобиля дважды в году попадет в аварийную ситуацию на дороге, бонус-коэффициент после ДТП полиса ОСАГО будет равен значению 1,55. Класс водителя при повторном оформлении «автогражданки» автоматически понизится до 1.
За последующее страхование придется переплатить 65 %. При трех и более обращениях в компанию страховщика в течение года переплаты на последующее продление автогражданки достигнут показателя 155%.
Для автовладельца 6 кл. сумма, на сколько вырастет страховка после ДТП, зависит от количества зарегистрированных страховых ситуаций:
- 1 – чтобы застраховаться, придется переплатить 10% (бонус-малус будет равняться 0,95);
- 2 – переплата 55% (БМ-значение повысится до 1,4);
- 3 и больше – переплата в 160% и более (М-класс, КБМ будет равен 2,45).
Увеличение тарифа для автовладельцев 7 и 8 классов
Узнать автолюбителю 7 кл., на сколько увеличивается страховка в случае ДТП, поможет следующая информация:
- рост цены на 15% – при регистрации одного обращения к страховщику (бонус-малус с показателем 0,95);
- рост тарифа на 60% – в случае двух обращений к страховщику (БМ-значение будет приравнено к 1,4);
- повышение цены на 165 % и выше – после трех и больше обращений в страховую компанию (БМ-коэффициент будет соответствовать 2,45, владельцу автомобиля будет присвоен М-класс).
То, на сколько повышается страховка после ДТП для водителя 8 класса в зависимости от числа обращений за страховыми выплатами, указывается здесь:
- 1 – подорожание автостраховки на 15% (БМ-показатель вырастет до 0,9);
- 2 – повышение страховой себестоимости на 65% (БМ-показатель 1,4);
- 3 – рост цены на автостраховку на 170% (М-класс, БМ-показатель становится 2,45).
Увеличение тарифа для автовладельцев 9 и 10 классов
При расчете того, как изменяется КБМ при ДТП, автолюбителям 9-го класса нужно обращать внимание на количество страховых случаев:
- 1 – повышение цены на 20% (присвоение 5 кл., коэфф. 0,9);
- 2 – увеличение стоимости на 70% (присвоение 2 кл., коэфф. 1,4);
- 3 – повышение страховой цены на 85% (присвоение 1 кл., коэфф. 1,55);
- 4 – тариф на автострахование возрастет на 175% (присвоение М-класс, коэфф. 2,45).
Узнать точно, на сколько повышается страховка ОСАГО после ДТП, автолюбитель 10 класса может здесь:
- на 20% – после 1 аварии (класс понижается до 6, коэфф. 0,85);
- на 35% – после 2 аварий (класс понижается до 3, коэфф. 1);
- на 90% – после 3 аварий (класс понижается до 1, коэфф. 1,55);
- на 180% – после 4 аварий (класс понижается до М, коэфф. 2,45).
Увеличение тарифа для автовладельцев 11, 12 и 13 классов
Чтобы автолюбителям 11, 12 и 13 классов узнать, на сколько подорожает полис ОСАГО после ДТП в 2020 году, достаточно учесть количество происшествий:
- 1 – повышение затрат на 25, 30, 40 % соответственно;
- 2 – повышение затрат на 40, 45, 50 % соответственно;
- 3 – повышение затрат на 95, 100, 105 % соответственно;
- 4 – повышение затрат на 185, 190, 195 % соответственно.
Таким образом, для владельцев транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов) стоимость страховки после ДТП в 2020 г. во многом зависит от числа аварийных ситуаций на страховой период. В интересах каждого мото- и автолюбителя водить аккуратнее и свести количество дорожно-транспортных происшествий к минимуму.
Если сотрудники полиции зафиксировали, что виновником аварийной ситуации был владелец полиса, то во время переоформления ОСАГО удорожание после ДТП будет происходить согласно таблице, с которой вы уже ознакомились. Если вина КБМ не доказана, то стоимость не растет.
При продлении периода автострахования БМ-коэффициент обязательно будет изменен в меньшую или в большую сторону. Чтобы уменьшить затраты на приобретение автостраховки, достаточно быть внимательным на дороге.
Чтобы при продлении автостраховки ОСАГО повышающий коэффициент при ДТП сделать минимальным, нужно на протяжении нескольких лет не попадать в аварийные ситуации.
Как можно избежать увеличения стоимости страховки
Избежать увеличения затрат на приобретение автостраховки можно только одним методом. Так, КБМ-коэффициент не применяется, если при переоформлении полиса в список водителей не включать того, по чьей вине произошла авария. В этом случае стоимость автострахования не повышается, но человек, который не вписан в «автогражданку», не сможет на протяжении года садиться за руль застрахованного автомобиля.
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Сколько водитель будет платить за ДТП своим коэффициентом КБМ?
Полис ОСАГО – это одно из условий, без которого водитель не может управлять своим транспортным средством. Стоимость этого полиса определяется базовым тарифом, который устанавливается Центральным Банком России, а также целым рядом коэффициентов.
Страховые компании не в праве делать дополнительные наценки на стоимость полисов, однако, в зависимости от коэффициентов, его цена для автовладельца может быть разной от года к году.
Какие коэффициенты смогут сделать цену страховки дороже или дешевле, и сколько по времени будут действовать эти наценки или скидки?
Из чего складывается цена ОСАГО?
Узнать сколько будет стоить ОСАГО можно, зная формулу, по которой она рассчитывается. Страховщики имеют соответствующее программное обеспечения для автоматического просчета.
Но, зная формулу и коэффициент, можно проверить правильность расчетов агентов.
Стоимость страховки состоит из базового тарифа (БТ). Этот тариф действует с 2004 года и ни разу не изменялся.
К базовому тарифу применяются различные показатели, которые в итоге определят сумму, которую необходимо заплатить владельцу автомобиля, один раз в год.
Показатели, которые меняют стоимость страховки:
- коэффициент территориальный;
- бонус-малус;
- возраст и стаж водителя;
- ограничивающий коэффициент;
- коэффициент силы двигателя;
- сезонный коэффициент;
- нарушения;
- срок.
Как показывает практика, наиболее дорогие страховки ОСАГО у молодых водителей, владельцев дорогих и мощных автомобилей, которые живут в мегаполисах.
Однако, для опытных автомобилистов, с безаварийным стажем вождения от 10 и более лет, проживающих в отдаленных районах страны полис обойдется дешевле.
Базовый тариф – стандартный для каждой категории авто-мото транспорта. Легковые машины категории В для физических лиц имеют БТ равный 1980 рублей, а для юридических 2375 рублей.
Что такое КБМ?
Рассчитывая стоимость страховки ОСАГО, вы наверняка столкнетесь с таким понятием как кбм. О том, что это такое часто хотят узнать владельцы авто, заключающие договор в страховой компании впервые. Давайте разбираться.
Коэффициент бонус-малус представляет собой определенный показатель на стоимость полиса автогражданской ответственности водителя.
При безаварийной езде, водителю (именно водителю, а не автомобилю) предоставляется скидка при продлении договора. Также, она сохранятся, если ДТП было совершено, но автовладелец был признан пострадавшей стороной.
Коэффициент может не только уменьшаться. После дорожно-транспортных происшествий, кбм повышается и соответственно при покупке ОСАГО на следующий год вам придется выложить на порядок больше.
Бонус-малус – это единственный коэффициент, который зависит от поведения водителя на дороге и его соблюдения правил дорожного движения.
Как рассчитывается КБМ?
Раньше на расчет при оформлении страхового полиса ОСАГО, можно было повлиять. Дело в том, что до 2013 года, страховые компании не вносили данные о водителях в базу РСА (Российский Союз Автостраховщиков).
Поэтому, некоторые не особо честные водители хитрили: став виновником, после ДТП они получали выплату, а на следующий год меняли компанию, где коэффициент бонус-малус вновь был 1.
Сейчас повышающий коэффициент при дорожном происшествии будет «преследовать» водителя, поскольку данные о выплатах содержатся в единой базе союза страховщиков, и каждый агент имеет к ней доступ.
Для того, чтобы понимать, как повышается бонус-малус после ДТП, предлагаем воспользоваться следующей таблицей.
Класс/кбм | Надбавка/Скидка | Количество страховых выплат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
М | 145 | М | М | М | М | |
130 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 40 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 4 | 1 | М | М | М | |
4 | – 5 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | – 10 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | – 15 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | – 20 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | – 25 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | – 30 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | – 35 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | – 40 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | – 45 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | – 50 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Как видно из данной таблички, значения делятся на 14 классов и имеют определенные значения. Покупая впервые страховой полис ОСАГО, клиенту присваивается 3 класс, со значением 1.
Чем дольше водитель не обращается в страховую компанию за выплатами, тем коэффициент уменьшается. Во второй год, при условии отсутствия ДТП, значение будет меняться на 0,95, скидка будет составлять 5%.
Если водитель неукоснительно соблюдает правила дорожного движения и по его вине не происходит аварий в течение 10 лет, то скидка составит 50% на стоимость полиса, и это существенно сэкономит семейный бюджет.
Сколько будет действовать надбавка за аварию?
Если водитель в течение нескольких лет ездил без аварий, а в определенный момент по какой-либо причине стал виновником ДТП, то ему могут отменить скидку или даже применить повышающий коэффициент.
Считается это увеличение исходя из общего количества дорожных инцидентов, произошедший за весь период, а не именно за год, в который это ДТП произошло.
Стоит отметить, что КБМ не учитывается при определенных случаях:
- если страховка оформляется на прицепы;
- если ОСАГО оформляют на транзитный транспорт;
- если полис имеет срок менее 1 года.
Поскольку, стандартная автогражданская ответственность лица, управляющего автомобилем оформляется на 1 год, то, следовательно, повышающий коэффициент, равно как и понижающий, будет действовать, также, в течение года.
Чтобы узнать, какой будет стоимость страховки на следующий год после ДТП, можно вновь обратиться к таблице КБМ.
Если авария произошла в первый год вождения, то при 1 выплате по вине автолюбителя стоимость его страховки повысится на 40%. А если ДТП случилось на четвертом году, когда водитель будет иметь 6 класс КБМ, то на следующий год его размер скидки уменьшится с 15 до 5%.
Почему страховка стоит больше?
На сегодняшний день, страховые компании не имеют право делать собственные наценки на полисы ОСАГО, однако не редко пользуются методами «развода» новичков, которые никогда не слышали о КБМ.
Оформляя первичную страховку, они не сообщают клиенту эту информацию, и в дальнейшем при безаварийной езде, клиент остается в неведении.
Также, частенько клиенты, которые меняют страховую компания, вновь попадают в 3 класс ОСАГО, при этом страховая утверждает, что его данные отсутствуют в базе РСА.
Для того, чтобы ваша скидка была действительной, необходимо предоставить справку с предыдущей страховой или из Союза Автостраховщиков.
Можно ли избежать повышения цены на ОСАГО после ДТП?
Как уже было сказано, до того, как внесли поправки в закон «Об ОСАГО», водителям можно было избежать повышающего коэффициента после дорожного инцидента.
При этом было несколько законных способов.
В список допущенных к управлению лиц не был включен тот или иной водитель
Пример: в полис были вписаны оба супруга. ДТП произошло по вине мужа. Если в следующий период мужа не вписывать в полис, то КБМ будет считаться на основании данных о водительском поведении жены.
При этом, супруг не будет иметь права управлять машиной в течение целого года, а в следующем году ему присвоят снова 3 класс, и КБМ будет равен 1.
На сегодняшний день, такая ситуация недопустима, при заключении договора автогражданки, учитываются данные обо всех лицах, которые имеют право управлять автомобилем.
Смена страховой компании
Пользуясь таким способом, водители часто избегали ответственности и наценки на полис после аварии. Однако, с внесением данных о водителях в единую базу автостраховщиков, эта проблема решилась сама собой.
На сегодняшний день, предоставление ложной информации или отсутствие тех или иных документов могут стать причиной отказа в оформлении страховки, либо сделать полис недействительным.
По состоянию на 2016 год, не допустить увеличения стоимости полиса можно единственным законным способом – ездить согласно установленного порядка и не нарушать ПДД.
Такой серьезный и ответственный подход не только поможет сохранить семейный бюджет, но и существенно снизит расходы, сопутствующие обслуживанию вашего автомобиля. Ведь попадая в аварию по своей вине, страховая компания оплачивает ремонт машины пострадавшего, а повреждения на вашем авто придется делать за свой счет.
Повышающий коэффициент на ОСАГО – это вполне адекватный способ уменьшить количество аварий, повысить ответственность водителей и их необходимость совершенствовать свои навыки управлением автомобиля.
10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО
С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.
1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?
Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.
2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?
При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.
3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?
С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину. Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.
Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года. А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода. Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.
4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?
Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.
5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?
За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.
6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?
Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис. При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе. Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.
7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?
Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.
8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?
Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.
Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?
9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?
При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.
10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?
Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице. Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.
Повышающий коэффициент ОСАГО
Каждому водителю известно, что управление автотранспортным средством без полиса ОСАГО недопустимо. Его цена состоит из определенного Центральным Банком тарифа и нескольких коэффициентов.
Неслучайно владельцы автомобилей задают важнейший для них вопрос: что конкретно оказывает влияние на стоимость страхования автогражданской ответственности и как эту стоимость можно уменьшить? Среди нескольких показателей, влияющих на цену ОСАГО, особый интерес проявляется к повышающему коэффициенту после ДТП.
Страховые коэффициенты после ДТП
Расчет автогражданки производится по определенной формуле, в которой, как упоминалось выше, к базовым расценкам применяются параметры, определяющие итоговую сумму, уплачиваемую владельцами транспортных средств ежегодно.
В число этих параметров входят показатели:
- Региональный. Его величина зависит от региона учета транспортного средства. Изменяется от 0,6 (сельская местность) до 2,1 (для крупных городов);
- Коэффициент, отражающий стаж вождения и возраст водителя. Минимальное значение равно 1 (для водителей старше 22 лет с более чем трехлетним стажем управления т. с.). Максимальная величина – 1,8 (показатели возраста и стажа вождения прямо противоположны предыдущим);
- Параметр, зависящий от числа лиц, допущенных к управлению объекта страхования. В случае отсутствия ограничений на это число, он равен 1,8:
- Фактор учета мощность двигателя транспортного средства. Изменяется в диапазоне от 0,6 до 1,6;
- Показатель учета нарушений правил ОСАГО. Для неоднократных нарушителей он равен 1,8. При отсутствии нарушений – 1;
- Показатель бонус – малус. Оказывает влияние на снижение стоимости страхового полиса в случае езды без аварий.
Величина последнего коэффициента полностью зависит от поведения водителя на дороге.
Суть коэффициента «бонус – малус»
Кбм – аббревиатура, полученная сокращением этого словосочетания. Отсутствие аварий предоставляет право водителю на получение бонуса при продлении договора автострахования. Ежегодная скидка при отсутствии аварий составляет 5% от стоимости автогражданки.
Бонус остается в силе, если в случае ДТП водитель авто признан потерпевшей стороной. Определение «малус» означает увеличение Кбм, когда ДТП имело место по вине лица данного транспортного средства. Малус увеличивает цену полиса до 155%.
Получить информацию о Кбм можно из единой базы данных АИС РСА. При отсутствии информации, значение показателя приравнивают к 1.
Как применяется КБМ
Показатель «Бонус – Малус» применяется с 2003 года. В страховых компаниях его используют в нескольких видах:
- Водительский. Определяется индивидуально для всех водителей, имеющих доступ к конкретному т. с.;
- Для собственника автомобиля;
- Расчетный. Используется для расчета размера премии по договору автострахования.
Помимо этого, различают минимальный и максимальный «Бонус-Малус». При расчете показателя всегда используют специальную таблицу. В ней Кбм определяется по классу водителя на начало страхового периода.
Производя по таблице самостоятельный расчет, следует определить: какой по счету год оформляется автостраховка и число страховых случаев за каждый период. Используя табличные данные, можно увидеть в процентном соотношении размер бонуса или подорожания для владельца авто с определенным Кбм.
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО
Многих водителей после дтп интересует: сколько же действует повышающий коэффициент ОСАГО? Показатель «Бонус – Малус» действует один год, ровно столько же сколько и полис ОСАГО.
После этого периода его параметры «Бонус – Малус» обнуляются. Повышающий показатель законодательно (п. «б» ч. 2 ст.9 Закона об ОСАГО) применяется с целью стимула водителей к безаварийной езде. Ежегодно значение Кбм изменяется в большую сторону (при наличии аварийных ситуаций) и меньшую (в случае их отсутствия).
Как меняется стоимость полиса после ДТП
Человека, являющегося виновником аварии, всегда интересует: насколько подорожает страховка после дтп 2016. Лицу, застраховавшему автомашину впервые, присваивается третий класс аварийности. При этом показатель «Бонус – Малус» равен 1.
Изменение цены ОСАГО для новичка
Как меняется кбм после дтп при одном случае аварии новичка по его вине можно рассмотреть на конкретном примере. Виновник происшествия сразу же получает первый класс, а значение коэффициента Кбм будет равно 1,55. Таким образом, стоимость страховки после дтп 2016 увеличится на 55%.
Если последующий год для этого водителя был безаварийным, Кбм снизится на 15%. Его значение будет равно 1, когда еще один год пройдет для автолюбителя без соответствующих последствий.
Изменение цены после нескольких ДТП
Будет нелишним разобрать на сколько процентов увеличивается страховка для владельца авто после нескольких ДТП 2016. Такая ситуация может иметь место, когда в первый год его управления автомащиной за компенсацией обращались более двух раз. В этом случае, виновнику аварийных происшествий присваивается самый низкий класс езды и соответствующий Кбм равный 2,45.
Сумма автогражданки возрастет в 2,5 раза. Каждый последующий год без аварий будет снижать параметр соответственно – 2,3, 1,55, 1,4, 1. Иным словами, по прошествии четырех лет, показатель будет иметь первоначальное значение.
Значение фактора безупречной езды
В полисе ОСАГО коэффициент «Бонус – Малус» после ДТП может увеличить стоимость от 10 до 30%. Все варианты можно увидеть по соответствующей таблице Кбм ОСАГО. Эта таблица регламентирует определение коэффициента и является единой для всех автомобильных страховых компаний.
Несколько лет безупречной езды может омрачить аварийная ситуация. При наличии в этом вины водителя, страхующего автомобиль, компания, оформляющая полис, может лишить его бонусов, составляющих 5% стоимости ежегодно при отсутствии ДТП. Кроме этого, класс человека, управляющего авто, снизится на 2 – 3 позиции. Величина 15 – 30% будет ответом на вопрос: насколько вырастет страховка после ДТП.
На примере можно рассмотреть, как изменяется кбм при ДТП. У автолюбителя с пятым классом, будет ОСАГО удорожание после ДТП при наличии только одной аварии. Кбм измениться с 0,9 до 1. Вообще, этот параметр может варьироваться от 0,5 до 2,45. Он привязан не к транспортному средству, а к конкретному человеку, управляющему им.
Можно привести еще один пример насколько подорожает страховой полис ОСАГО после дтп 2016. Имея 12 класс, автолюбитель в следующим году снизит его до 6-го. Стоимость страховки возрастет на 30%.
Зависимость цены от базового тарифа
В обсуждении темы, насколько повышается страховка после ДТП, большое значение имеет базовый тариф. Эта сумма денежных средств ежегодно пересматривается Центральным Банком страны. До 2016 года для транспортных средств категории «В» она была равна 2574 р. Сейчас величина базового тарифа изменяется от 3432 до 4818 р. Исходя из этих данных можно судить, на сколько увеличивается страховка в случае ДТП.
Вполне возможно, что рост коснется и территориального коэффициента. Сейчас вносятся значительные коррективы в сферу действия автогражданки. Учитывая экономическое положение в стране, рост базовых тарифов планируется увеличивать постепенно, с отсутствием резких скачков.
Влияние курса рубля на цену ОСАГО
Насколько повышается страховка ОСАГО после ДТП во многом будет зависеть и от курса российского рубля. Цена на запасные части автомобилей также будет вносить коррективы в стоимость полиса.
В течение года не исключены поправки к закону об автогражданской ответственности, которые может принять Госдума. Предлагается исключить параметр мощности транспорта при расчете страховки, увеличивая значимость повышающих показателей. Поэтому влиять на стоимость ОСАГО повышающий коэффициент при ДТП будет более весомо.
Как не допустить увеличения стоимости
Наиболее реальный способ не повышать цену автогражданки – это не вносить в список допущенных к управлению водителей лицо, явившееся виновником аварии. Ранее, чтобы повышающий коэффициент за ДТП не влиял на стоимость ОСАГО, для сокрытия факта аварии, при выписке страхового документа меняли компанию. Сейчас, единая база РСА препятствует этому подлогу. Наиболее надежный способ сохранить и даже уменьшить цену страховки – не нарушать правила дорожного движения.