Td-te.ru

Дом и Быт — Журнал TD-TE.Ru
25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест Роршаха

Тест Роршаха. Методика чернильные пятна

Тест Роршаха — это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик. Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т.е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека. Данная проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.

Инструкция.
Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.
На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?
Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.

Стимульный материал к методике Роршаха:










Ключ к тесту Роршаха.
В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки. С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть);
б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);
в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).
Формальные характеристики:
Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.
Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).
Фн — нечетко воспринятая форма.
Фцв (форма-цвет) — ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
Цвф (цвет-форма) — ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию:
Ж — категория «животные». Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.
Ч — категория «человеческие фигуры». Упоминания о человеческих существах в любой форме — называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики).
П — категория «предметы». Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.
Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).
Дв — категория «движение». Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.

Обработка результатов
1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже).
2. Производится подсчет количества ответов различных категорий.
3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.
4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.
5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.
6. Составляется заключение о личности тестируемого.

Интерпретация теста Роршаха.

Диагностические показатели
(по формальным оценкам — «значение клякс Роршаха»)

Ц (целое) — большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.

Д (деталь) — а) большое количество деталей — показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.

Ф (форма) — большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности.

Дв (движение) — ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.

Цв (цвет) — ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «суженного сознания», импульсивности и отсутствия контроля.

Здесь приведена короткая интерпретация ответов, «значений клякс» Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе: Белый Б.И., Тест Роршаха. Практика и теория.

Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.

Тест Роршаха

Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент. В этой статье мы постарались рассказать о нём без запутанной научной терминологии и, к тому же, написали онлайн тест на основе методики чернильных пятен, прохождение которого позволит вам определить свойства своей личности.

Как был создан тест

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik».

Читать еще:  Медицинская страховка в черногорию для россиян 2020: нужна ли, какую выбрать, стоимость, отзывы и как купить онлайн

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Тесты, которые используются в мировой практике, с детальной интерпретацией их результатов для нужд саморазвития собраны в курсе «Самопознание». Пройдите курс, чтобы понять себя и свои истинные мотивы.

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Тестирование и результаты

Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.

Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.

Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.

После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:

  • Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
  • Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
  • Динамичность или неподвижность образов;
  • Очерёдность реакции.

Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.

Способы обработки и интерпретации даже самых распространённых ответов по каждому из этих двух классов оценок – процесс детализированный и очень сложный. Поэтому, если данная тема вас заинтересовала, вы можете познакомиться с соответствующим материалом по ссылке.

Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.

Отзывы и комментарии

Поделиться результатами и обсудить их можно воспользовавшись формой для комментариев ниже.

Тест Роршаха. Методика чернильные пятна. Проективное исследование личности.

Тест Роршаха это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик.

Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т. е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека.

Эта проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.

Тест Роршаха. Методика чернильные пятна:

Инструкция.

Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.

На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?

Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.

Стимульный материал к методике Роршаха.

Ключ к тесту Роршаха.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки. С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть);
б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);
в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).

Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.
Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).
Фн — нечетко воспринятая форма.
Фцв (форма-цвет) — ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
Цвф (цвет-форма) — ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию

Ж — категория «животные». Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.
Ч — категория «человеческие фигуры». Упоминания о человеческих существах в любой форме — называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики).
П — категория «предметы». Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.
Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).
Дв — категория «движение». Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.

Читать еще:  Подкармливаем рассаду нашатырным спиртом

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже).
2. Производится подсчет количества ответов различных категорий.
3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.
4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.
5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.
6. Составляется заключение о личности тестируемого.

Интерпретация (расшифровка) теста Роршаха.

Наименование характеристики (категория)Формальные характеристикиХарактеристики по содержанию
Ц (целое)Д (деталь)Ф (четкая форма)Фн (нечеткая форма)Ф — Цв (форма — цвет)Цв — Ф (цвет — форма)Дв (движение)Ж (животное)Ч (человек)П (предмет)Фан (фантазия)
Количество ответов
Выраженность (в%)
Показатели нормы65-70%25-30%75-80%25%50%25%60%30-35%25%1-2 отв.3-4 отв.

Диагностические показатели
(по формальным оценкам — «значение клякс Роршаха»)

Ц (целое) — большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.

Д (деталь) — а) большое количество деталей — показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.

Ф (форма) — большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности.

Дв (движение) — ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.

Цв (цвет) — ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «суженного сознания», импульсивности и отсутствия контроля.

Здесь приведена короткая интерпретация ответов, «значений клякс» Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе:

книга — автор Белый Б.И., Тест Роршаха. Практика и теория (есть в свободном доступе в интернете).

Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.

Тест Роршаха. Методика чернильные пятна.

Тест роршаха для исследования личности

Какие у Вас воспоминания о детстве?

Хорошие
Плохие
Не помню

Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

12. Что изображено на данной картинке? Просто введите слово в поле и переходите к следующему вопросу

Тесть прошли 179 человек, за все время 168624

Для исследования личности или нарушений личности психологи и специалисты из других областей используют тест Роршаха, который еще иногда называют тестом клякс. Так и есть, как бы это ни выглядило забавно, но тест Роршаха основан на использовании при тестировании пятен и клякс.
Почему они?
А ответ очень прост – потому что бессмысленные на первый взгляд кляксы вызывают у вас какие-либо ассоциации, на основе которых и можно делать заключения.
Итак, прохождение теста Роршаха заключается в объяснении своих ассоциаций, которые появляются у испытуемого во время просмотра клякс. На основании полученных интерпретаций психолог делает выводы о состоянии вашей личности и наличии возможных отклонений. Психологи по этому поводу говорят, что в кляксах каждый из нас «видит» себя, а потому описывает себя, смотря в каждое из десяти предложенных пятен.

Тест Роршаха — анализ по Белому Б.И.

Диагностика общей направленности личности, характера аффективных переживаний, интеллектуальные возможности, характер восприятия

Для детей от 4 лет и взрослых

10 таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями

Испытуемый должен рассказать и показать, что он видит на картинах

Исследователь предъявляет 10 картин в порядке нумерации и фиксирует ответы испытуемого, поведенческие и эмоциональные реакции

Разрешите поделиться своим опытом работы с тестом Роршаха, а также теоретической информацией из проверенных источников, потому что Роршаха популяризируют и извращают.

Тесту Роршаха вот уже 100 лет и это самый популярный психологический тест в мире. Многие специалисты исследовали возможности теста, пытались стандартизировать процедуру, но это довольно сложно. Споры о тесте не утихают.

Для работы с тестом необходимо изучить литературу представленную в конце этой главы и реально поработать с тестом на учебной практике.

Цель данного описания – дать общее представление о тесте, напомнить коды шифровки ответов, описать норму и патологию по Роршаху, привести пример ответов больной шизофрении (в конце статьи).

Работа теста основывается на теоретическом конструкте проекции: внутреннее психологические содержания находят себя, объективируются в аморфных пятнах. Эти проекции отражают как личностные характеристики (переживания, эмоции), так и когнитивные характеристики (восприятие, мышление).

Инструкция к тесту, как обычно для проективных методик, нечеткая. Обследуемому лучше сказать, что это проверка воображения, от всех вопросов по поводу методики следует уклоняться и оставлять их на потом.

Некоторые исследователи теста рекомендуют предупреждать испытуемого о том, что он может поворачивать таблицы при рассматривании, другие не включают такой комментарий в инструкцию, поэтому каждый психолог сам определяет как именно формулировать инструкцию.

Избегайте любых комментарий по поводу ответов испытуемого.

Отдельным ответом считается то, что испытуемый сам считает таковым. Если исследователю не понятно является ли высказывание испытуемого отдельным ответом или ремаркой к предыдущему ответу, можно просто уточнить это, спросив самого испытуемого.

Опишем некоторые параметры ответов:

  1. Общее количество ответов по всем таблицам. Среднее их число 15 – 30 ответов. Снижение числа ответов характерно для страдающих депрессией и органическими поражениями мозга или может быть признаком защитного поведения (малочисленные формальные ответы). Повышение числа ответов встречается при маниакальных состояниях и у больных шизофренией.
  2. Число ответов на последние три таблицы. Оно должно быть около 40%. Это связано с цветом изображений.
  3. Время реакции – время о начала предъявления каждой таблицы до первого ответа испытуемого на таблицу.
  4. По своей форме ответы бывают хорошие (F+), плохие (F-) и без конкретизации (F+-). Хорошая форма у ответов популярных, когда образ действительно похож и угадывается в пятне, например, летучая мышь в пятой таблице. Есть целый список популярных ответов к каждой таблице, все эти ответы имеют хорошую форму. Плохая форма бывает, когда пятно небрежно домысливается до какого-то образа. Форма без конкретизации – это образы стран или архипелага, т.е. образы без четких границ.
  5. Локализация ответа. Ответ может охватывать все пятно (W целостный ответ) или деталь пятна (D – обычные детали, d – мелкие, необычные детали). Есть еще ответы на белый фон (DS).
  6. Ответы по движению или кинестетические показатели. Если в ответе есть указание на движение, то ответ шифруется буквой М (движение человека), FM (движение животных), m (движение предметов). Кинестезии часто связывают с творческими способностями, высоким интеллектом, развитым воображением.
  7. Ответы по цвету (C). Чем больше цветовых ответов, тем неустойчивее эмоии.
  8. Особые феномены – их довольно много, они качественно характеризуют ответ. Перечислим основные:

Конфабуляторные ответы – когда часть образа плохо обобщается до целого.

Фабулизация – аффективная разработка ответа (ужасный человек, злой жук и т.п.). Указывает на аутистичность мышления и эксцентричность.

Символические ответы – например, добро и зло. К этой категории близки абстрактные ответы – смерть, осень.

Деструктивные ответы – когда в ответе есть указание на насилие или повреждения (убитое животное, взрыв). Свидетельствуют о враждебности и тревожности.

Персеверация – повторение одного и того же образа в разных таблицах.

Сексуальные ответы – застревание на ответах с сексуальной тематикой характерно для больных неврозами, имеющими страх перед половым актом.

Диссоциация симметрии — приписывание разного значения симметричным пятнам.

В норме у взрослых испытуемых ответы имеют преимущественно хорошую форму (от 75% ответов F+ от общего числа), целостные ответы (W+) составляют от 43%, целостных ответов с плохой формой (W -) не более 10%, время реакции от 10 до 15 сек., общее количество ответов 15 – 30 шт., особые феномены могут встречаться, но это единичные ответы.

Ответы больных шизофренией, как правило, изобилуют конфабуляциями, фабулизацией и прочими особыми феноменами, которые указывают на нарушения восприятия и мышления. При этом низкий процент ответов с хорошей формой, много целостных ответов с плохой формой (W -), специфическими ответами являются образы частей тела.

При депрессии снижается число ответов по цвету (С) и движению (М), разнообразие ответов уменьшается. При мании, соответственно, наоборот.

У больных с органическим поражением головного мозга общее количество ответов менее 15, среднее время ответа на таблицу более 1 мин., ответов по движению не более 1, ответы с хорошей формой менее 70%, часты персеверации, указания на маленькие части пятен.

У здоровых детей дошкольного возраста мало целостных ответов с хорошей формой, но они есть, также есть ответы на обычные детали и мелкие детали. Чем сильнее выражено когнитивное нарушение у ребенка, тем реже в ответах встречается хорошая форма, увеличивается время ответа, у детей с умственной отсталостью появляются конфабуляции.

При интерпретации нужно опираться только на описанные критерии (полный список критериев в книге Белого Б.И.), избегайте любые вольные и необоснованные интерпретации из популярных источников (например, ответ моль указывает на ощущение заброшенности, слабости и уродства) – такие интерпретации дискредитируют применение теста.

Приведем пример ответов испытуемой 27 лет, страдающей шизофренией с 16 лет (ведущий симптом — вербальные галлюцинации).

  1. Молящаяся бабочка (W, +, фабулизация).

Маска чертика (W +)

Глазки с носиком (D +)

Зловещие волки «у-у-у» (d + фабулизация)

Скат (d + S оригинальный, белый фон)

Две дамы, между ними сердечко, это что-то значит (W + фабулизация)

Мертвые мартышки, потому что не шевелятся (d – деструкция)

Злой жук (D – фабулизация)

Шкура убитого медведя (W + деструкция)

  • Бабочка (W + персевирация)
  • Взрыв (W + деструкция)
  • Две дамы целуются (W +)
  • Позвоночник (D +)

  • Носатое чудовище пожирает свою жертву (W — деструкция)
  • Пауки (D +)

    Распятая овца (DS – деструкция, белый фон)

    Краткая шифровка ответов дает понять локализацию (W целое пятно, D обычные детали, d мелкие детали, S белый фон) и форму (+ хорошая форма, — плохая форма).

    Общее количество ответов в приведенном примере 21, что является нормальным, количество ответов на последние три таблицы – 33% от общего числа ответов, что почти нормально (норма 40%), среднее время реакции до 10 секунд (довольно быстрые ответы, норма от 10 до 60 секунд). 71% ответов с хорошей формой (низкий процент, норма от 80%). Имеют место патологические феномены: фабулизация, деструкция, персевирация.

    Описанные критерии позволяют заключить о наличии нарушенного восприятия (плохая форма ответов), уровня интеллекта ниже среднего (отсутствие ответов по движению), эмоциональное реагирование характеризуется высокой тревожностью (деструкция) и повышенной возбудимостью (быстрота реакций), наблюдаются признаки шизофренического мышления (обилие фабулизаций), характеру присущи черты упрямства, негативизма (ответы на белый фон), стремление к оригинальности.

    В целом выявленные нарушения можно считать умеренно выраженными. Для полной диагностической картины всегда нужно проводить несколько психологических методик.

    Купить стандартные 10 таблиц с пятнами по низкой цене можно здесь www.imago-psy.ru Здесь же можно приобрести многие другие психологические тесты!

    1. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach — Psychodiagnostic. — Bern-Stuttgart, 1972.
    2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред Л.Н.Собчик. — СПб.: 1992.
    3. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. — К.: 1979.
    4. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Пер. с нем. — М: 2003.
    5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: 1980.

    Тест Роршаха, а что видите вы?

    Для справки:
    Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, опубликован в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Известен также под названием «пятна Роршаха». Это один из тестов, применяемых для исследования психики и её нарушений.

    Так вот читаю я новость..

    Премия Sony World Photography Awards выбрала лучшие фото года. В категории «Открытие» победила работа российского фотографа.

    В категории «Открытие» победила фотограф из России Мария Кокунова за цикл работ «Пещера», в которой она использует символизм и аллегорию для исследования психической травмы.

    Вот сама картинка:

    Смотрю я на эту картинку и вижу в ней реально Россию, а точнее российскую экономику и всё что в ней происходит последнее время. Двойня символизирует ипотечный кредит. Смартфон — уровень образования и нынешние ценности россиян. Платье символизирует стабильность. Отсутствие отца на фото как бы тонко намекает на перспективы всего этого. А взгляд женщины выражает обеспокоенность растущим объёмом государственного долга Соединённых штатов, перерастающую в ненависть из-за того, что «Россия себе не может позволить так хулиганить».

    Вообще сложно передать эмоции от увиденного словами, у нас есть хорошая поговорка «лучше 100 раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому я попробую выразить эмоции от фото, серией других фото, а вы тогда диагноз мне поставите и своё негодование от моих аллегорий выразите..
    Если фото выше будем брать за точку отсчёта, то дальше я вижу перспективы нашей страны вот так:




    А может я сильно заблуждаюсь и «международные управленцы» создадут крепкую бетонную подушку, на которую наша экономика обопрётся и ракетой устремится ввысь используя её в качестве стартовой площадки..

    В 2004-м завершил обучение на факультете «Международная школа бизнеса» в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова.

    После третьего курса по программе двойного диплома обучался во Франции в городе Нанси в школе бизнеса L’Ecole commerciale de Nancy по специальности «международное управление».

    В 2012-м окончил Московскую государственную юридическую академию имени О. Е. Кутафина по специальности «юриспруденция».

    В 2003-м являлся экспертом «Центра ситуационного анализа», занимался подготовкой закона об ОСАГО.

    В 2004—2008 годах трудился в департаменте сопровождения приоритетных национальных проектов экспертного управления президента России: был специалистом-экспертом, консультантом и советником.

    На протяжении 2007 года входил в наблюдательный совет ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК).

    В 2008-м вошел в состав рабочей группы по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

    С 2008-го по 2013 год являлся помощником первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, заместителем руководителя секретариата главы правительства.

    В 2013-м вошел в Совет по жилищной политике и повышению доступности жилья, созданный указом президента России.

    В 2013—2015 гг. занимал должность статс-секретаря — заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

    С 20 апреля 2015 года занимает пост генерального директора Агентства ипотечного жилищного кредитования (АО «АИЖК», с марта 2018 года — «Дом.рф»).

    19 октября 2016 года назначен руководителем приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье».

    17 октября 2017 года глава правительства Дмитрий Медведев назначил Александра Плутника генеральным директором публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства».

    28 января 2020 года стало известно, что на посту гендиректора госкорпорации «Дом.РФ» его сменил экс-зампред правительства Виталий Мутко.

    2 марта 2020 года стало известно, что он возглавил компанию «Новые городские проекты» («Прогород»), зарегистрированную 28 февраля. Учредители компании — две «дочки» госкорпорации «ВЭБ.РФ» — «ИнфраВЭБ» и «ВЭБ-Капитал».

    Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, благодарностью президента и благодарственным письмом председателя правительства.

    Тест Роршаха

    Тест Роршаха — это один из самых известных проективных тестов в мире. Психологи используют тест Роршаха, чтобы определить особенности процессов мышления респондента и оценить его эмоциональное функционирование. Этот тест часто используется для распознавания расстройств мышления и различных психических отклонений. Тест Роршаха также используется в судебной медицине и по делам опеки для того, чтобы определить общий уровень адаптации респондента к обществу.

    Что Ваши ассоциации могут рассказать о Вас? Для каждого следующего рисунка выберите вариант, который больше всего напоминает то, что Вы видите.

    Вопрос 1 из 10

    На что больше всего похоже то, что Вы видите на рисунке?

    Беспорядок. Ковер из кожи животного. Стрекоза или бабочка. Усы кота. Голова змеи. Две королевские короны. Половые органы. Разлитое масло. Лист. Вообще ничего.

    Тест Роршаха (IDR-RIT©) является собственностью IDRlabs International. Хотя тест IDR-RIT использует чернильные пятна Роршаха, он не связан с Германом Роршахом или с Международным сообществом Роршаха и проективных методов. Его также не следует путать с другими тестами Роршаха. Он не имеет никакого отношения к вышеназванным лицам или организациям. Этот тест не нарушает никаких прав собственности.

    Этот тест Роршаха разработали с помощью профессиональных аналитиков, которые имели опыт работы в сфере организационной психологии. Он использует настоящие психометрические данные, чтобы определить особенности процессов мышления респондентов и оценить общий уровень их благополучия. Этот тест опирается на следующие работы: Iwasa, K. & Ogawa, T. (2013). Rorschach texture responses are related to adult attachment via tactile imagery and emotion. Rorschachiana, 34 (2), 115-136. Miguel, F. K. & Pessotto, F. (2016). Projective aspects on cognitive performance: Distortions in emotional perception correlate with personality. Psicologia: Reflexão e Crítica, 29 (1), 17 Tibon-Czopp, S. & Weiner, I.B. (2016). The Rorschach Inkblot Method: Theory. Rorschach Assessment of Adolescents. Advancing Responsible Adolescent Development. Springer, New York, NY.

    Тесты Роршаха, независимо от того, являются ли они профессиональными тестированиями, которые использовались в научных исследованиях, или же бесплатными онлайн-тестами вроде этого, выступают лишь показателями, которые помогают узнать больше о Ваших процессах мышления и о Вашем общем уровне адаптации к обществу. В общем, ни один из существующих проективных тестов не может распознать Ваши процессы мышления с полной точностью и надежностью, и ни один тест этого типа не может заменить углубленное изучение соответствующих теорий и моделей функционирования Вашего ума. Для того, чтобы узнать больше информации о тесте Роршаха, ознакомьтесь, пожалуйста, с материалами на сайте Международного общества Роршаха и проективных методов.

    Разработчики этого бесплатного теста Роршаха являются дипломированными специалистами, которые имели опыт работы с многочисленными психологическими, политическими тестами, а также работали на профессиональном уровне с тестированием типологии личности. Перед прохождением нашего бесплатного онлайн-теста обратите, пожалуйста, внимание, что результаты предоставляются «как есть» и не должны толковаться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Для получения дополнительной информации о нашем онлайн-тесте ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими Условиями предоставления услуг.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector